10 лет назад в Смоленске ликвидировали трамвайную ветку. Как это было

Статьи

В октябре 2010 года в Смоленске ликвидировали движение трамваев на участке от улицы Николаева до областной больницы. Власти уверяли горожан, что генплан города не изменяется и одновременно анонсировали запуск троллейбусов. Однако, как зачастую это происходит, планы чиновников оказались не реализованными.

Споров вокруг ликвидации трамвайных путей по проспекту Гагарина было немало. Так, например, чиновники и руководители Госавтоинспекции считали, что изменение структуры движения будет способствовать увеличению пропускной способности автотранспорта и, как следствие, безопасности дорожного движения. В трамвайном парке, наоборот, отмечали, что ликвидация ветки в направлении областной больницы лишит трамваев маневра в случае ДТП по улице Николаева.

В начале сентября 2010 года городские чиновники поставили общественность перед фактом — решение об изменении движения по проспекту Гагарина принято — вместо трамваев «при необходимости» будут курсировать бесшумные троллейбусы, причем срок их запуска в мэрии не озвучили.

К концу октября работы по ликвидации трамвайной ветки завершили — новый асфальт, создавая ощутимый контраст с полосами старого, стал еще одним камнем в огород чиновников — ведь на лето 2011 был запланирован капитальный ремонт проспекта и новое асфальтовое покрытие.

— Хорошо помню этот день. Люди стоят на конечной остановке, ждут трамвая, а впереди, (по дороге, где сам должен был проехать), рельсы разобраны, — делится впечатлениями смолянин.

Что касается замены трамваем на троллейбусы, то власти приняли решение запустить автобусный маршрут №50, который дублировал путь следования своего электрического предшественника. Этого решения городские и, вероятно, областные чиновники посчитали достаточным, чтобы удовлетворить потребности населения.

— Мнения горожан разделились. Значительно больше людей, которые просили нас убрать трамвайные пути с проспекта Гагарина. По данной ветке ездит не такое большое количество людей. Давным-давно назрела необходимость сделать его [проспект Гагарина] нормальным проспектом: после областной больницы он переходит в узкую улицу, по которой практически невозможно ездить, — заявляли в мэрии, добавляя, что не видят проблем в отсутствии трамвайного кольца между Трамвайным проездом и улицей Багратиона.

Однако, как сегодня отмечает общественный активист и урбанист Евгений Пленкин, маршрут трамвая №3, который соединял проспект Гагарина и микрорайон Ситники, был самым эффективным среди всех трамвайных маршрутов, имеющихся в наличии у МУТТП после ликвидации рельсов с улицы Большая Советская и Никольского кольца. Даже маршрут №2, который наиболее популярный сейчас, уступал в пассажиропотоке. Об этом говорят данные, которые приложены к генеральному плану города, изменения в который совсем недавно обсуждались на публичных слушаниях.

10 лет назад в Смоленске ликвидировали трамвайную ветку. Как это было

Уже нынешние власти города также посчитали возвращение трамваем в направлении СОКБ нерациональным. Из проекта генерального плана ветку исключили, заменив ее линией по перспективному продлению проспекта Строителей. Рационального обоснования такой замены в пояснительной записке к изменениям нет.

— Сейчас, когда Смоленск развивается в том направлении, активно строится жильё, потребность у жителей в быстром и независящем от пробок транспорте до центра, будет только возрастать. Обеспечить комфортное перемещение всех жителей за счет личного автотранспорта попросту невозможно — любая авария приводит буквально к закупорке улиц в часы пик, — считает урбанист. — Это уже сказывается и на экономике города. Кроме того, город мог бы дороже продавать земли под застройку в районе трамвайной линии, дополнительно пополняя бюджет.

Отсутствие дополнительной линии заметно ощущается при капитальной реконструкции дорог в областном центре. Например, из-за ремонты улицы Николаева, которую, в лучшем случае, откроют в конце октября, движение трамваем осуществляется челноками и только до площади Победы. С учетом прошлогоднего ремонта проспекта Гагарина, «питающееся» из бюджета города МУТТП может оказаться и вовсе в плачевном положении. И это не говоря о ежедневных неудобствах для многих горожан.

Вместе с тем, спустя годы смоляне отмечают — ликвидация трамвайной линии в направлении областной больницы, вероятно, была поспешным решением. Ветка, действительно находящаяся в неудовлетворительном состоянии, требовала капитального ремонта, однако чиновники не стали искать более сложный путь и приняли решение об искоренении, оставив жителям города только фотографии на память.

SmolNarod.ru