Смоленск без пробок. Как в областном центре решают проблемы дорожного движения?

Создать движение по городу в успокоенном режиме – одна из главных задач, которая стоит перед специалистами СОГБУ «Смоленскавтодор». АСУДД – автоматизированная система управления дорожным движением. Она нацелена на то, чтобы перенаправлять потоки транспорта в нужное время и в нужном направлении. Как это работает – задаём вопрос начальнику управления безопасности дорожного движения и весового контроля СОГБУ «Смоленскавтодор» Антону Богомолову.

Современное дорожное движение нельзя сравнить с тем, что было пятьдесят или даже тридцать лет назад. Огромный трафик в городах требует новых подходов. Для этого существует АСУДД – автоматизированная система управления дорожным движением. АСУДД состоит из базового и периферийного оборудования. Периферию многие смоляне видели на улицах. Это камеры кругового обзора, которые следят за дорожным движением и пешеходами и детекторы транспорта и пешеходов. Задача этих детекторов – определить плотность потока машин или пешеходов. Вся информация попадает на сервер и позволяет оператору и системе в ручном или автоматическом режиме менять длительность работы светофоров.

Как это работает?

-Разберём на примере. С помощью детекторов транспорта мы знаем, что основной поток утром идёт в город. Люди едут на работу. Светофоры запрограммированы таким образом, чтобы дать возможность машинам проехать в город. Одновременно оператор смотрит, не образовалось ли где-нибудь затора. В этом случае он анализирует ситуацию и переключает светофоры так, чтобы разгрузить ту или иную улицу. Вечером люди уезжают из центра города. Наши светофоры автоматически настроены на такой режим. Повторю – задача состоит в том, чтобы грамотно организовать потоки и избежать заторов.

Смоленск без пробок. Как в областном центре решают проблемы дорожного движения?
фото: СОГБУ «Смоленскавтодор»

С настройкой светофоров понятно. А если возникает затор. Ну, или большое скопление машин в одном направлении, тогда что?

— Думаю, что проще привести пример. Давайте возьмём любой участок Смоленска. Например, Колхозную площадь, хорошо? Представим, что в районе нашей Колхозки на выезд организовался затор. Оператор по видеокамерам ищет хвост этого потока. Бывает так, что этот хвост заканчивается на Площади Победы. Подчеркну, я беру самую сложную ситуацию. Такого в Смоленске практически не бывает. И оператор смотрит причину затора. Это или авария, или просто большой поток. И чтобы разгрузить участок, он вручную перенастраивает работу светофоров: где-то даёт больше по времени зелёного света, где-то наоборот, останавливает поток. Поймите, что вручную – это просто термин для понимания. В таких случаях всё происходит дистанционно, без выезда специалистов на место. Такие АСУДД помогают оперативно отслеживать ситуацию и оперативно на неё реагировать.

— Если уж затронули Большую Советскую. Почему на улице в направлении Площади Победы так много светофоров? Понятно ведь, что каждый светофор – это как барьер, который замедляет движение.

Смоленск без пробок. Как в областном центре решают проблемы дорожного движения?
фото: СОГБУ «Смоленскавтодор»

— Не замедляет, а успокаивает, делает более равномерным. А что касается количества… В городе есть комиссия по безопасности дорожного движения. Она, в том числе, рассматривает обращения граждан. И учитывает рекомендации сотрудников ГИБДД. В этом случае главная задача – безопасность движения. И если специалисты в результате всестороннего анализа ситуации пришли к выводу, что светофор необходим, его устанавливают. А мы должны рассчитать его работу так, чтобы избежать заторовых явлений на улицах и так называемых конфликтных ситуаций. Вот этим мы и занимаемся.

— Получается?

— Стараемся. Здесь нельзя сбрасывать со счетов то, что пропускная способность части улиц уже мало соответствует тому количеству транспорта, который ездит. В условиях такой многозадачности решаем проблемы. Наши операторы – люди подготовленные. Это квалифицированные сотрудники, которые не только разбираются в технике, но и знают нормативную базу организации дорожного движения, понимают направление потоков, умеют создавать программные решения на светофорных объектах. И это касается каждого перекрёстка и улицы, где стоит наше оборудование.

Смоленск без пробок. Как в областном центре решают проблемы дорожного движения?
фото: СОГБУ «Смоленскавтодор»

— И сколько в Смоленске таких «умных перекрёстков»?

— Около 90%. В этом году мы хотим проанализировать, как работает вся созданная нами система. К слову, она действует в Смоленске с 2015 года по поручению Губернатора Алексея Островского. В этом смысле мы опережаем значительную часть городов России. Новые «умные перекрёстки» появятся уже на следующий год. Мы работаем в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Он продлён до 2030 года. Думаю, что к этому времени мы уже усовершенствуем действующую систему и закроем автоматизированной системой управления весть город. А это не только камеры и детекторы. В рамках внедрения ИТС развитие получит не только АСУДД но и другие подсистемы (метеомониторинги, регулирование пассажирских перевозок и т.п) и будет проводиться в тесном взаимодействии и с областными и с городскими структурами.  Это делает движение по городу более комфортным и безопасным.

SmolNarod.ru