Дорога по направлению «Рославль – Ельня – Дорогбуж – Сафоново» соединяет четыре района и несколько знаковых исторических мест. Она привлекательна для любителей не сидеть на месте. Общая протяжённость маршрута – 134 с половиной километра, вполне себе маршрут: оценят и автомобилисты, и поклонники краеведения.
Итак, Рославль. СОГБУ «Смоленскавтодор» завершил ремонт 12 километров объездной дороги вокруг районного центра.
«Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты Русского народа!» — написал Фёдор Тютчев, проезжая через Рославль в середине 19 века. Поэт философски точно передал настроение смоленской глубинки. Сделаем поправку на современность – те дороги не сравнить с нынешними. Как, впрочем, и средства передвижения.
Новое покрытие на протяжении 12 километров очень хорошо отремонтированной СОГБУ «Смоленскавтодор» дороги позволяет чувствовать себя уверенно на полосе, а отсутствие ямок и выбоин на участке даёт возможность оценить и окружающие пейзажи. За окнами мелькают названия деревень: Барсуки, Костыри. После Богданово авто пересекает Десну. Эта река – самый протяжённый приток Днепра. Ещё название перекликается с древнерусским «десница», то есть правая (рука). Она действительно будет справа от Днепра, если смотреть против течения реки.
Ещё немного – и мы приезжаем в Новоспасское, малую родину и родовое имение Михаила Ивановича Глинки.
«Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ её истока) и в недальном расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами…», — писал о себе великий русский композитор.
Сейчас в Новоспасском сохранилось около трехсот вековых деревьев, среди которых — девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. В том числе сохранился дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы». История дома-усадьбы и храма Спаса-Преображения, в честь которого, как считают, было названо село, займёт несколько страниц, а впереди у нас опять дорога. К слову, в районе села Новоспасское ведётся реконструкция гравийного участка дороги. Это уже не в рамках национального проекта. Подрядчик — ООО «Рославльская ДСПМК» приступил к устройству нижнего слоя асфальтобетонного покрытия. Работы проходят на участке протяженностью 5 километров. В этом году участок введут в эксплуатацию.
Через несколько минут приезжаем в Ельню. Первое упоминание города относят к временам былинным. Место упоминается в связи с тем, что « у креста Леонидова» хулиганил Соловей-разбойник. Новейшая история Ельни связана с рождением Советской гвардии в сентябре 1941 года. По отремонтированной специалистами Смоленскавтодора объездной дороге выходим на трассу, ведущую к Дорогобужу.
Два года назад в рамках национального проекта «Качественные и безопасные автомобильные дороги» в Дорогобужском районе сделали несколько километров полотна. Сейчас идёт работа на двух участках в непосредственной близости от районного центра. В общей сложности здесь приведут в порядок десять километров автодороги «Рославль – Ельня – Дорогобуж — Сафоново». Посетить один из древнейших городов Киевской Руси с богатейшей историей, посмотреть на древние валы, здания 19 века, Днепр, который весной заливает прибрежные дома и участки – это значит, получить незабываемые впечатления от города.
Кстати, именно через Дорогобуж стремятся приехать в Смоленск гости столичного региона. Многие из них по достоинству оценили качество ремонта на Старой Смоленской дороге. Участки объездной трассы с юга и севера Дорогобужа планируют сдать в эксплуатацию в ближайшее время.
Конечная точка нашего автопутешествия — город Сафоново. Подъезжая с юга, можно сразу обратить внимание на несколько километров отличного дорожного полотна. Оно резко контрастирует с тем, что здесь было раньше и местами до сих пор встречается в самом городе.
Дальше – выезд на трассу «Москва-Минск». Федеральная автодорога в комментариях не нуждается. Вернёмся к дорогам регионального значения. Вряд ли можно оспорить тот факт, что те дороги, которые ещё не были реконструированы, нуждаются в хозяйском подходе. Там, где был проведён ремонт, путешествие на авто становится приятным, комфортным и безопасным.