Десять лет назад в организации молодых атомщиков Смоленской АЭС родилась идея – отмечать День Победы велопробегом по следам боевых действий. Под эгидой Росэнергоатома, который вскоре поддержал замысел, патриотическая акция в честь поколения воинов-освободителей стала традицией. География стартов менялась, но всякий раз финиш один – Курган Славы Десногорска. Так завершился марш-бросок и в юбилей великого праздника.
Свои герои есть у всех
У каждого участника велопробега есть родные, которые боролись за мир, поэтому для них тематика акции очень значима. У инженера ЦЦР Ростовской АЭС Александра Степикина воевали прадеды: Алексей Терентьевич Цыс – под Сталинградом, на Курской дуге, награжден орденом «Александра Невского», Иван Захарович Степикин служил на «Катюше», отмечен медалью «За взятие Будапешта». Дед Альфреда Хлебина, командира волгодонского поискового отряда «Родник», Павел Алексеевич Бродягин служил санинструктором и награжден орденом «Красной Звезды» за спасение жизней 11 красноармейцев, которых он под пулеметным огнем вытащил с поля боя.
«Мой прадед Василий Федорович Самыгин не вернулся с войны. Был призван из Ивановской области, ефрейтором служил в 85-м гвардейском гаубичном полку и погиб в августе 1943 года под Ростовом, там и похоронен в братской могиле. В центральном архиве Министерства обороны РФ содержаться документальные свидетельства, что посмертно награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Для меня он герой, как и каждый советский гражданин того времени, ведь Великая Победа – заслуга народная!» – говорит Дмитрий Якименко, инициировавший 10 лет назад велопробег и ранее работавший инженером цеха вентиляции Смоленской АЭС (ныне – сотрудник АЭС «Аккую», которую Росатом сооружает в Турции).
Испытание на прочность
Участие в велопробеге – дело добровольное. Организаторы, а ими неизменно остаются смоленские атомщики, с собой зовут людей, готовых через расстояния вместе пронести память о советских воинах, событиях Великой Отечественной войны. Следуя по местам боевой славы, они возлагают цветы и венки к мемориалам, братским могилам, раздают жителям георгиевские ленточки, посещают военно-исторические музеи, а потом транслируют увиденное и услышанное коллегам, друзьям, детям, вновь и вновь делая акцент: мы не имеем права допустить забвения.
За 10 лет акцию поддержали представители практически всех регионов присутствия АЭС концерна «Росэнергоатом». В 2024 году впервые присоединились спортсмены из запорожского Энергодара, в 2025-м – из турецкой провинции Мерсин.
Для новичков с непривычки, конечно, маршрут непредсказуем, ведь он только частично проходит по федеральным магистралям, а еще по лесам, грунтовым дорогам, крутым спускам и подъемам, лужам разной глубины, словом, по пересеченной местности. Да и погода проверяет на прочность сильным встречным ветром, дождем, снегом и даже заморозками, – такие майские сюрпризы спортсмены называют «фирменным стилем» велопробега.
В сложных условиях нужно не только преодолевать запланированные километры, но и ставить-разбирать лагерь, разжигать костры, как-то сушить одежду и готовить еду. Безусловно, усталость периодически «накрывает», иногда к концу дня сил остается только на два простых желания: поспать и покушать, но все это воспринимается как должное. Главная цель укрепляет дух, а по атомным стандартами спортсменов сопровождают медицинские работники и автомобили с необходимой «атрибутикой» (палатками, походной кухней, инструментами и ЗИП на случай поломки велосипедов), эти машины движутся во главе и хвосте колонны, повышая безопасность пробега.
«Первый раз в 2024 году велопробег для меня был своего рода испытанием, через которое мы должны были пройти. Несмотря на холод, никто не простудился, видимо, согревала важность цели, – говорит мастер СКМ Запорожской АЭС Алексей Кожадей. – В 2025 году нюансы погоды уже были привычны. Маршрут позволил насладиться местным колоритом, встретить по пути жителей городов и поселков, которые с интересом и восхищением отзывались о нашем велопробеге. Лично для меня поездки были не только пробирающим до мурашек погружением в историю, я нашел новых друзей, и теперь эти связи помогают в работе. Тем, кто хочет поехать, но сомневается в своих силах, рекомендую не бояться. Организация отличная, никто не остается без внимания, поддержки, еды и технической помощи».
Погружение в историю
По признанию атомщиков, всякий раз поездка отзывается в сердце трепетом, но есть особенно эмоциональные места. Слезы наворачивались, когда слушали экскурсовода и читали информацию на мемориальных табличках о полутора тысячах бойцов, за сутки погибших подо Ржевом. Поражает и сам мемориал – бронзовая 25-метровая фигура советского солдата как будто парит в воздухе.
А еще место бывшего концлагеря под Рославлем, в котором фашисты замучили 130 тысяч человек, Ильинские рубежи, где совсем юные курсанты целую неделю противостояли силам Вермахта, ценой своих жизней удержали оборону на Малоярославецком направлении. Впечатлил мемориальный комплекс «Хацунь», посвященный жертвам оккупационного режима на Брянщине и деревням, стертым гитлеровцами с лица земли, места кровопролитных боев за Варшавское шоссе. Там все пропитано историей и болью.
«Не все знают, что даже Десногорск расположен на месте интенсивных боев, например, в парке на территории «тропы здоровья» была разветвленная сеть окопов – несколько линий обороны немцев, – рассказывает ведущий инженер цеха ТАИ Смоленской АЭС Дмитрий Эберлайн. – За городом, особенно вдоль Десны и на возвышенностях, можно разглядеть следы вражеских укреплений, долговременных огневых точек и многочисленные окопы с пулеметными гнездами. Таких мест очень много и по маршрутам наших велопробегов, они есть почти в каждом городе, и вдоль дорог встречаются информационные стенды о событиях, которые ранят сердце. А мы едем и едем, порой промокшие, измотанные, с онемевшими пальцами рук, но точно знаем, что впереди – горячая еда и сухая палатка. А ведь у советских солдат на марше и во время боевых действий не было этой уверенности, их мотивация была более высокого порядка и цена каждого пройденного километра – несравнимо выше».
Ни минуты без дела
У каждого велопробега есть свои особенности. Как-то раз встретились со словацкими байкерами, которые везли из Москвы в свою страну лампады с Вечным огнем. Этот опыт решили перенять и на следующий год поднимались на Курган Славы Десногорска, держа в руках лампады с Вечным огнем из своих атомных городов и от 18 памятников, которые объезжали по пути. Однажды в завершение акции решили побольше узнать о работе поискового отряда Смоленской АЭС «Обелиск», который восстанавливал для музея под открытым небом самолет Ил-2.
Помнят ребята, как в Обнинске проводили для желающих техническое обслуживание и ремонт велосипедов, как возглавляли колонны муниципальных велопробегов, как побывали в гостях у калужских поисковиков, на ночной вахте памяти в Бетлице и в помещении Военфильма, отлично воссоздавшего атмосферу деревни военных лет, на съемочной площадке киноленты «Подольские курсанты».
«Думаю, все оценили жаркую баню в гостеприимном городе Кирове после одного из самых холодных дней пробега, или небольшие вкусняшки, которыми коллеги угощают друг друга, будь то свежий кофе на привале или халва, разделенная на вынужденной ремонтной остановке», – говорит инженер Александр Петров.
Традиция вдохновляет
Как правило, перед пробегом велогонщики встречаются в Обнинске, но несколько раз меняли место старта: в 2017 году это была Удомля, в 2019-м – Нововоронеж, в 2021-м – Вязьма. Проезжали и 350, и 700, и даже 1000 километров, были рекорды, когда в день наматывали 100-120 км. Готовы осваивать и более протяженные маршруты. Например, объехать Россию по траектории расположения всех АЭС, включая плавучую в Певеке, или отправиться в Беларусь, которая тоже помнит жестокие схватки Красной армии с фашистскими захватчиками.
«Наше движение все эти годы горячо поддерживают Росэнергоатом, руководство и профсоюз Смоленской АЭС. А значит, мы делаем правильное и важное дело. Надеюсь, что традиция будет крепнуть и объединять все больше людей, в том числе представителей подрастающего поколения – будущих атомщиков», – говорит электрослесарь ОЯБиН Смоленской АЭС Максим Бондарев.
Не обойтись и без искренней вовлеченности организаторов, которые прикладывают немало сил, чтобы каждый год патриотическая акция начиналась, продолжалась и заканчивалась благополучно. Прежде чем колеса велосипедов коснуться асфальта, нужно проложить маршрут, согласовать с администрациями городов по пути следования, просчитать логистику, где будут ночевки, как обеспечивать безопасность на трассе, и много чего другого. В общем, за кадром остаются месяцы кропотливой подготовительной работы…
Игорь Хомяков, председатель профсоюза Смоленской АЭС:
– Когда 10 лет назад группа наших ребят впервые отправилась в майский велопробег, мы и представить не могли, что он превратится в такую мощную традицию, станет ярким отраслевым примером сохранения исторической памяти и преемственности поколений. Коллеги находят время, силы и мужество на преодоление сложного пути.
Уверен, что благодаря энтузиастам патриотический проект будет жить и дальше, оставаясь таким, каким был задуман, – без пафоса, но с огромным почтением подвига советского солдата.
Илья Мельников, инженер цеха ТАИ Балаковской АЭС:
– Впервые на велопробег я вышел в 2018 году и уже четырежды удавалось поддерживать добрую традицию, в сумме – около 2500 км по местам сражений. Проезжая по дорогам войны, каждый раз узнаю что-то новое о боевых действиях. Особое впечатление оставляют сохранившиеся свидетельства подвигов: ДОТы, танковые окопы, воронки от снарядов.
Пронизывающий встречный ветер, дождь, а порой и мокрый снег – ничто по сравнению с теми испытаниями, которые перенесли наши деды в Великую Отечественную войну
Преодолевая усталость и ненастье, мы хотим, чтобы молодое поколение знало и помнило правду о неоценимом вкладе советского народа в победу над фашизмом, ведь только помня свое прошлое, народ может быть уверен в своем будущем.
Владимир Антоненко, ведущий инженер ОИКТ Смоленской АЭС:
– Я долго следил за велопробегом через соцсети, восхищался коллегами, но все откладывал свое участие из-за разных обстоятельств. Наконец удалось решить все вопросы и оказаться в «седле». Благодарен организаторам и товарищам за возможность уже дважды побывать в настоящем атомном братстве, в котором все заряжают друг друга энергией.
Особый вид «удовольствия» доставляют многочасовые дожди и холод. Кто бы мог подумать, что в мае столбик термометра упадет до минус двух, а мы будем крутить педали в промокшей насквозь одежде! Но именно эти трудности и делают пробег по-настоящему ценным.
Каждый день – ряд маленьких побед: проехал заданный километраж – победа, ночью в палатке не замерз – уже хорошо. Полевая каша на завтрак и кофе из турки – радость и заряд бодрости на весь день! Был даже неожиданный деликатес в полевых условиях – несколько щук, запеченных в фольге с лимоном, до этого пойманных коллегами, которые захватили с собой рыболовные принадлежности.
Александр Степикин, инженер ЦЦР Ростовской АЭС:
– Велопробег 2022 года стал для нас своего рода «переформатом». Мы привыкли, что на велопробеге Ростовской АЭС есть автобус поддержки: устал или проколол колесо – можно проехать несколько десятков километров, передохнуть, заняться починкой, не задерживая остальных. А здесь все по-другому, интересный опыт.
Приключения начались на старте в Обнинске: флаг всерьез запутался в тормозной системе, пришлось повозиться. Моментально к ремонту подключилась все: кто-то помогал снимать колесо, кто-то прокачивал тормоза, кто-то снимал колодки. Это и есть единая сплоченная команда Росатома, готовая подставить плечо в любую минуту.
Особенно запомнился ледяной день на подъеме к Зайцевой горе. Для нас, южан, +2 градуса в мае более чем непривычно. А когда еще и снег пошел… Но потом был вкусный горячий борщ с чесночком и салом у палатки – самый лучший ужин, который можно было ожидать!
Но главное – не это. Когда мы вместе с калужскими поисковиками приняли участие в раскопках, я поразился, что вся Зайцева гора буквально звенит под металлоискателем, и глубоко задумался, какой ценой дался нашим бойцам этот хорошо укрепленный вражеский рубеж.
10-летняя история велопробега – это более 5000 километров, более 100 памятников и монументов Победы, 140 подъемов к Вечному огню и 250 минут молчания
В 2024 году к патриотической акции присоединились атомщики Запорожской АЭС, в 2025-м – АЭС «Аккую»
Самые протяженные маршруты:
- 2017 год: Удомля – Десногорск, 650 км, 6 дней в пути;
- 2019 год: Нововоронеж – Десногорск, 1000 км, 10 дней в пути;
- 2025 год: Обнинск – Десногорск, 700 км, 11 дней в пути. Длина маршрута увеличена за счет того, что следовали не только по Калужской и Смоленской областям, а также зацепили Московскую и Тверскую.