Первое удачное испытание межконтинентальной баллистической ракеты произошло в мае 1957 года. Тогда СССР удалось на месяцы опередить США в этом направлении.
Тем не менее пусть к успеху был сложен, и помимо удачных попыток случались и настоящие катастрофы. Одна из них произошла на Байконуре 65 лет назад, пишут «Ведомости».
Сергей Королев спроектировал невероятно мощную ракету Р-7, что, по мнению многих экспертов, изменило баланс сил в Холодной войне. До ее появления в теории ракеты могли достичь территории США лишь чудом. Теперь же появилась потенциальная возможность нанести удар, защиты от которого не существовало.
Позднее возникла идея создать более легкий и дешевый аналог, который не нужно было бы подготавливать несколько часов для полета. Для решения этой задачи потребовались три года. Первая подобная ракета прибыла на Байконур в сентябре 1960 года, чтобы пройти необходимые испытания.
При подготовке к первому пуску произошел взрыв. Есть версия, что косвенно на это ЧП повлиял Никита Хрущев. Он требовал ускорить испытания накануне очередной сессии Верховного совета РСФСР.
Заправка ракеты произошла успешно, однако затем появилась неисправность в электросхеме автоматики двигательной установки. Было принято решение устранить ее уже на полностью заправленной ракете, несмотря на предупреждение инженеров, что компоненты топлива могут вспыхнуть.
Предлагалось и отправить ее обратно на завод, но время на подготовку другой ракеты отсутствовало.
Сохранились воспоминания связиста Маслова, который был очевидцем трагедии.
«Я услышал взрыв. Пламя по бетонке лизнуло меня всего. Я горел, подумал: все кончено. Но что-то подсказывало, поскольку я был в памяти, — беги! Я побежал, но был весь охвачен пламенем, стал кататься в песке, поднимаюсь – все равно горю. Очнулся я в госпитале на вторые сутки», — рассказал Маслов.
Жертвами аварии стали заместитель министра общего машиностроения Лев Гришин,конструктор Лев Берлин, а также главный конструктор систем управления Борис Коноплев. Все они погибли. Многие из находившихся на полигоне также получили ожоги и выжили, но позднее ушли из жизни в больницах.
Испытания продолжились в 1961 году, а в феврале 1963-го первые серийные изделия уже были на боевом дежурстве.
Примечательно, что после этого случая на Байконуре никогда не проводят испытания в день трагедии — 24 октября.
Ранее директор ИЛА РАН Розенталь допустил, что российских ракет на Кубе не будет.




