Первоначально превосходство в воздухе было краеугольным камнем американской военной стратегии, что привело к началу масштабной программы в Пентагоне десять лет назад — созданию истребителей шестого поколения.
Однако в последние годы всё чаще звучат голоса о необходимости пересмотра этих планов. Об этом пишет РИА Новости.
В поисках превосходства
Первые упоминания о программе Next Generation Air Dominance (NGAD) появились в 2014 году, когда стало очевидно, что истребители пятого поколения, F-22 и F-35, не могут гарантировать необходимое превосходство над конкурентами, такими как российский Су-57 и китайский J-20.
Разработка программы столкнулась с множеством «детских болезней», которые остаются нерешёнными до сих пор. В частности, палубные версии истребителей не могут длительное время летать на сверхзвуковой скорости из-за повреждений обшивки, что adversely влияет на их стелс-характеристики. Кроме того, были выявлены дефекты силовой установки, вызывавшие аварии. Пилоты сообщали о случаях гипоксии — таких инцидентов насчитывается около сорока. Согласно отчёту американской Счетной палаты, только 27,75% парка F-35 были полностью боеспособны, а 54,69% — частично, что значительно ниже требуемых показателей. На фоне этих проблем возникли трудности с ремонтом и нехваткой запчастей, поскольку часть комплектующих производят союзники США, и быстро решить вопрос не представляется возможным.
Параллельно программа стала самой дорогостоящей в истории оборонной отрасли: по оценкам американской Счетной палаты, её стоимость составляет 1,7 триллиона долларов — изначально планировали уложиться в 233 миллиарда. Несмотря на это, спустя почти 20 лет после первого полета истребитель был запущен в массовое производство. Решение многих проблем предполагается проводить по мере их возникновения.
На бумаге F-22 демонстрировал лучшие показатели в ближнем бою по сравнению с F-35 благодаря более высоким летным характеристикам. Тем не менее, устаревшая электроника истребителя снижала его эффективность как «диспетчера» для других ударных средств. Стоимость F-22 составляет около 350 миллионов долларов за единицу, что делает его слишком дорогим даже по американским стандартам. Производство этого истребителя было приостановлено еще в 2011 году.
Преимущества F-22 и F-35 над российскими и китайскими аналогами оказались не столь очевидными, что побудило Вашингтон задуматься о создании истребителей нового поколения.
Воздушное господство на горизонте
Программа Next Generation Air Dominance остаётся под завесой тайны, и о ней известно немного. Предполагалось, что в рамках неё будут разрабатываться не только сам истребитель, но и беспилотники-сателлиты, а также малозаметный дозаправщик. Это могло бы значительно повысить оперативные возможности Пентагона и создать боевой самолет-диспетчер, способный эффективно управлять группой ударных беспилотников незаметно для противника. Ожидалось, что новые самолеты поступят на вооружение уже в 2030 году и гарантируют превосходство в воздухе вплоть до середины века.
В 2020 году ВВС США сообщили о создании прототипа. Также планировалось, что разработанный истребитель сможет взаимодействовать не только с беспилотниками-ведомыми, но и с барражирующими боеприпасами X-61 «Гремлин», которые всё ещё находятся в разработке. Однако реальность значительно отстает от представленных амбиций.
Пересмотр стратегий
С каждым месяцем вопрос пересмотра программы становился всё более актуальным. В июле ВВС США сообщили о сокращении бюджета. В сентябре эта информация была подтверждена на официальном уровне.
«Мы фактически вынуждены вернуться к началу, — заявил заместитель начальника штаба ВВС США Джеймс Слайф. — Я не могу точно сказать, как мы планируем достигать превосходства в воздухе».
В ноябре министр ВВС США Фрэнк Кендалл подтвердил, что будущее программы под угрозой. «Меня беспокоит нехватка средств, — отметил он. — Учитывая наши обязательства, ресурсы и стратегические приоритеты, мне трудно понять, как мы можем себе это позволить».
Таким образом, министр признал, что даже самый крупный в мире оборонный бюджет не способен покрыть все потребности Пентагона. Это связано с тем, что один истребитель шестого поколения может обойтись в более чем 300 миллионов долларов, что ставит под сомнение возможность подобных расходов для Вашингтона.
Сходные трудности испытывает программа создания межконтинентальных ракет LGM-35A Sentinel, призванная заменить устаревшие LGM-30 Minuteman III. Эта программа также удвоила свои расходы и сейчас стоит около 141 миллиарда долларов.
Таким образом, переход к пересмотру концепции истребителя, как утверждают в Пентагоне, непременно повлияет на проект беспилотника и требования к дозаправщику. В результате амбициозные планы вынужденно уступают место более приоритетным военным задачам, что может привести к тому, что «первая армия мира» окажется с устаревшим вооружением к середине столетия.