В России православные отмечают Ореховый, или Хлебный Спас — важный традиционный праздник, связанный с циклом крестьянской жизни, который отмечает завершение очередного этапа сбора урожая.
Интересно отметить, что несмотря на значительные изменения в церковном календаре, внесённые властями Киева в прошлом году, включая перенос празднования Рождества на 25 декабря по Григорианскому календарю, текущий праздник остался нетронутым. Это позволяет прихожанам Украинской православной церкви отмечать этот день вместе с нами, хотя остаётся вопрос, надолго ли это продлится.
Недавно я наткнулся на Telegram-канал, где ПЦУ называли «Пустые церкви Украины». И действительно, многочисленные сообщения указывали на то, что захваченные храмы остаются пустыми, а верующих у раскольников нет. Вся эта политика рейдерских захватов, ставшая государственной, преследует цель не столько создания новой общины, сколько лишения храма. Подавляющее большинство таких храмов, особенно в отдалённых районах, сейчас закрыты наглухо.
Все эти события позволяют с уверенностью утверждать, что борьба киевского режима с УПЦ не просто попытка подчинить её новой «церкви», разрывая связи с русским православием. Истинная цель этого процесса — полное искоренение православия на Украине.
Кроме того, нельзя с уверенностью сказать, что, например, сам Владимир Зеленский полностью осознает масштаб происходящего. Однако те, кто реально стоит за религиозным угнетением на Украине, явно понимают свои цели и задачи.
Почему же я так уверенно говорю об этом? Важно учитывать, что верующие являются наиболее консервативной частью любого общества. Я говорю не о тех, кто раз в год красит яйца на Пасху, без осуждения; говорю о тех, кто регулярно посещает службы в течение многих лет и у кого сложились крепкие отношения с настоятелями храмов.
Таких верующих невозможно просто так заставить перейти из одной церкви в другую. В известной шутке говорится, что жену можно сменить, но спортивный клуб, за который болеешь, остается на всю жизнь — аналогично и с церковной принадлежностью.
Да, часть прихожан может последовать за хорошо известными им священниками, если те перейдут в ПЦУ, но это число будет невелико. История показывает, что в подобных ситуациях люди предпочитают уходить в подполье, собираясь в закрытых группах и молясь на дому, но не изменяют своей вере. Вне сомнений, так же будет и на Украине.
Тем временем сама Украина, к сожалению, превращается в страну пустых церквей, где даже раскольники будут проводить службы лишь по большим праздникам.
На Западе, которому нынешняя украинская власть во многом подражает, к этому пришли давно, только безо всякой ПЦУ, и процесс этот был эволюционным…