В период холодной войны Советский Союз разработал ряд титановых подводных лодок класса «Лира», которые отличались высокой скоростью, скрытностью и маневренностью, превосходя американские субмарины, сообщает издание The National Interest.
Титан, используемый в их конструкции, известен своей прочностью, легкостью и коррозионной стойкостью. Подводные лодки могли погружаться на глубину до 400 метров благодаря способности титана выдерживать высокое давление.
В это время СССР и США вкладывали значительные средства в разработку новых вооружений, стремясь опередить друг друга в различных сферах. Однако США не пошли по пути СССР в строительстве титановых подводных лодок.
Первая подлодка, построенная по проекту 705 «Лира», была принята в состав советского флота в 1971 году и стала одной из самых быстрых подводных лодок в истории. Главное отличие этой лодки – корпус из титана, соответствующий высоким требованиям: высокая скорость, низкая заметность, способность уклоняться от противолодочного оружия, а также минимальное водоизмещение и малый экипаж.
Первоначальный прототип оказался неудачным, и конструкция была усовершенствована. Новый корпус весил на 800 тонн больше, но сохранял инновационное использование титана. «Лира» сумела развить скорость в 41 узел, что позволило ей стать самой быстрой подводной лодкой в российском флоте.
Силовая установка «Лиры» включала реактор со свинцово-висмутовым охлаждением и замедлителем, основанным на бериллии. Этот реактор был более энергоэффективным, безопасным и легким по сравнению с водяными системами охлаждения.
Хотя США признали преимущества титанового корпуса «Лиры», они решили не строить аналогичные подлодки. Основными причинами стали редкость, высокая стоимость титана и сложность его обработки; малейшие ошибки в сварке могли привести к серьезным проблемам. Кроме того, создание собственной цепочки поставок титана представляло собой слишком сложное и затратное дело.