Политика самообеспечения китайской экономики, осуществляемая Пекином, может считаться успешной, утверждают экономисты ФРС США Франсуа де Сойер и Дилан Мур
Действительно, зависимость Китая от импорта технологий действительно сокращается. При этом увеличение ВВП не теряет связи с динамикой экспорта за рубеж — рост экспорта за последние пять лет был гораздо более сильным, чем рост импорта. Однако усиление геополитических рисков отразилось на притоке прямых иностранных инвестиций в страну, который значительно сократился за последние два года.
Традиционная китайская модель роста предусматривала увеличение инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли, при этом ограничивалось внутреннее потребление, что обеспечивалось высоким уровнем сбережений. За последние пять лет доля инвестиций в ВВП Китая оставалась высокой, в то время как доля потребления снижалась. В 2022 году торговый баланс страны оказался рекордно положительным, составив почти 900 миллиардов долларов (примерно 5% ВВП).
Основное сокращение зависимости от импорта наблюдается в отношении механического и электрического оборудования, а также высокотехнологичных товаров. Снижение экспорта последних, вероятно, связано с ограничениями, введенными США. В качестве наиболее наглядного примера изменений на китайском рынке можно привести автомобильную промышленность Китая: начиная с 2020 года экспорт автомобилей из Китая резко вырос, превратив страну из чистого импортера в чистого экспортера (это также сопровождается ростом экспорта автозапчастей).
Поддержку экспорту оказывает доступ производителей к более дешевым компонентам, таким как сталь и электроника, а также субсидии от региональных властей, особенно в отношении производства электромобилей.