90 лет назад пароход «Царь» был переименован в «Анохин», а сегодня в фарватере Днепра Смоленщину возглавил его однофамилец
90 с лишним лет назад, с 17 по 25 июня 1933 года, Киров, Ворошилов и Сталин совершили на пароходе «Анохин» рейс по «Беломорканалу». А уже 17 августа того же года в плавание по каналу снова отправился пароход «Анохин». Тогда на борту находились 120 советских писателей и деятелей культуры.
Там были: Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Борис Пильняк, Леонид Леонов, Валентин Катаев, Виктор Шкловский, Мариэтта Шагинян, Вера Инбер, Илья Ильф, Евгений Петров и другие. По итогам поездки писатели подготовили коллективную монографию, в которой воспевали героический труд и волю чекистов, решившихся на переделку человека и природы.
Анохин, 31 года от роду
Кто этот человек и пароход, созвучный стихотворению Маяковского про товарища Нетте? Петр Федорович Анохин родился 3 июня 1891 года в Петрозаводске, а был убит 10 мая 1922-го под Читой. Это — советский государственный деятель, член ВЦИК, ответственный секретарь Дальбюро.
Он успел за короткую жизнь многое. Например, в 1909 году совершил неудачное покушение на филёра, и был приговорён к смертной казни, заменённой на заключение в Шлиссельбургской крепости, где находился два года. Потом был выслан на поселение в Иркутскую губернию.
В январе 1918 года вернулся в Петрозаводск, был избран председателем исполкома Олонецкого губернского совета, потом — Объединённого президиума Карело-Олонецкого губисполкома и ревкома. Являлся делегатом VIII, IX, X съездов ВКП(б). В августе 1918 года раскрыл контрреволюционный заговор офицеров в Петрозаводске.
Принимал участие в отражении нападения белофиннов на Петрозаводск под Сулажгорой в 1919 году.
С мая 1921 года — ответственный секретарь Дальневосточного бюро ЦК РСДРП(б), особый уполномоченный Наркомата иностранных дел ДВР на переговорах с Японией. Член Совета частей особого назначения (ЧОН)…
Был убит членами банды на 33-м км Витимского тракта. Похоронен на территории современной Читинской области. Могила не сохранилась.
Сталин на «Анохине»
В 1921 году именем Анохина был назван пароход Кареллеса «Никитин». А в 1928 году имя Анохина присвоили пароходу Северо-Западного речного пароходства «Гагара» (бывшему «Царю»).
Именно на «Анохине» в 1933 году вершились и поездка Сталина на Беломорский канал, и пресс-тур деятелей литературы туда же.
«Больше всего забот на пароходе было у кока, функции которого выполнял заведующий столовой Смольного. К концу второго дня всем уже приелись копчености и другие деликатесы, и тогда на свой страх и риск повар подал гостям картошку с селедкой. Сталину так понравилось это простое блюдо, что пришлось повторить его дважды».
Сталин, хотя и не планировал, произнес небольшую речь, которая стала единственным его публичным выступлением за все время северного турне. Позднее контр-адмирал Иван Колышкин, бывший свидетелем этого события, вспоминал, что Сталин сказал следующее:
«Товарищи! Вы – на Белом море. Будем считать, что уже прибыли на новый морской театр. Театр исключительно сложный, океанский. Не то что Черноморский или Балтийский. Не следует забывать, что во время минувших войн в западных и южных европейских водах связь между государствами Запада и Россией всегда была более надежной, если она осуществлялась в северном направлении, а не через балтийские проливы и порты…
Чтобы не быть беззащитными на океанском фланге нашей страны, мы ныне приступаем к развертыванию морских сил на Севере… Осваивайте же новый театр, новую технику как следует. И помните: судьба Севера в ваших руках. Желаю больших успехов».
В современных смыслах версии 2023 года, северные устремления России показательны в недавнем разрыве Баренцева соглашения. Север – важная точка геополитики. Российская сторона в 2023 году вышла из Совета Баренцева (Евроарктического) региона. Соответствующее заявление было опубликовано на официальном сайте МИД РФ. Ответственными за это в министерстве назвали Данию, Исландию, Норвегию, Финляндию, Швецию и страны Евросоюза. Председательство Финляндии отказалось передавать РФ руководство в Совете, которое должно было состояться в октябре 2023 года.
Анохин на Смоленщине, который не пароход, а человек
90 лет назад «Анохин» резал воды Беломорского канала. На палубе «Анохина» стояли Сталин, Ворошилов, Киров. С ними — несколько чекистов вместе с товарищем Ягода. В 2023 году Анохин (и неважно, есть ли у него родственные связи с одноименным пароходом) стоит у штурвала Смоленской области. Это не Север, но западное приграничье. Это не «Беломорканал», но есть амбициозные предложения губернатора на десятки миллиардов рублей из федеральной казны. Это – не революционер, но управленец, проверенный работой с Хуснуллиным, одобренный президентом Путиным. Это человек, а не пароход, сменивший вектор договорных отношений с ЛДПР на Смоленщине в русло общей политики «Единой России».
На церемонии вступления в должность местный бомонд, десятилетиями не покидающий свои кресла, как всегда – благожелательно безмолвствовал. Кто-то считает Анохина «кремлевским мечтателем», кто-то готов увидеть в новом губернаторе «новую метлу» для старого исторического региона. Но. Выжидают и первые, и вторые.
Сам молодой губернатор считает, что времени на раскачку нет, и залог успеха – в новых скоростях. Сохранившиеся местные политические элиты прикидывают, как соотнести своё влияние с новыми веяниями «досрочно спущенного сверху» лидера.
Пароходом Анохину на Смоленщине не стать ввиду отсутствия подобающих возможностей в акватории Днепра. А локомотивом движения западной области – вполне возможно. Как ни крути, но упор на образование, науку и туризм в приграничном регионе – это результат вполне вменяемых исследований. Ведь экономисты знают, что в приграничных территориях нет будущего у тяжелой промышленности, как бы не представляли это мейнстримом предшественники, ратуя, например за «сталелитейность».
Амбиции, позволяющие просить у федералов 15 миллиардов рублей на кампус, — это отважно. На 1150-летие – доселе невероятный прорыв Смоленщины – губернатор Антуфьев просил всего-навсего 16 миллиардов, из которых только девять были из федеральной казны. И это стоило Антуфьеву в итоге его губернаторства. А Анохин сейчас просит много больше. Помимо кампуса. И в сознании многих смолян наступает ступор: наши потребности упали в обморок от наших возможностей? Многие, уже не раз обжегшиеся на обещаниях аквапарков, подвесных дорог и горнолыжных курортов на Смоленщине, просто подождут. Хотя бы до тех пор, пока не станет понятно, что принимаемый Смоленщиной бюджет на 2024 год знатно пополнится федеральными прибавками.
А пока карт-бланш от лица населения у Анохина в Смоленской области есть. И главное опасение: как бы ожидания не обманули действительность. Это вам не стройка века – Беломорканал – но, что-то весьма близкое к глобальным процессам страны в рамках славной, исторической, но запущенной предыдущими правителями области.
Автор: Светлана Парфенова