В городе Ярцево обнаружилось беспризорное кладбище. Могилы на месте, кресты стоят, покойники, судя по всему, тоже никуда не делись. Но в документах это кладбище почему-то не значится. И, следовательно, не обслуживается.
На протяжении многих лет муниципальные чиновники в городе Ярцево игнорируют существование старого, но вполне функционирующего кладбища. При заключении ежегодных контрактов на благоустройство мест захоронения, один из объектов не включают в техническое задание. Формально, его попросту нет.
Администрация Ярцевского района ежегодно разыгрывает на портале госзакупок контракт, в соответствии с которым подрядчик присматривает за местными кладбищами: чистит снег с подъездных путей, убирает аварийные деревья, косит траву и вывозит кучи старых венков. Кладбища, на которых нужно поддерживать порядок, перечислены в техническом задании.
Всего в перечне — десять городских кладбищ. Одно из них — полноценно функционирующее, ещё два закрыты для захоронений, на остальных допускается «подхоранивать» умерших к родственникам на имеющихся участках. Сумма на обслуживание выделяется более чем скромная — полтора миллиона рублей на все работы. Получается, на каждое из кладбищ — всего 150 тысяч рублей в год. Такие суммы вряд ли позволяют надеяться на полноценное благоустройство.
Но проблема не ограничивается скудным финансированием. Оказывается, местные чиновники умудрились… «потерять» реально существующее кладбище.
Как выяснилось, в городе Ярцево не десять, а одиннадцать кладбищ. Одно из них, находящееся в окрестностях дома-интерната для престарелых и инвалидов, в 1-м Дачном переулке, на протяжении нескольких лет не включается в муниципальный контракт. И, соответственно, не подлежит благоустройству. Между тем, это кладбище — довольно большое и вполне действующее. В народе его называют «кладбищем на Богадельне». Здесь есть как старые могилы, так и свежие захоронения.
Когда-то, в советские годы, за этим кладбищем присматривал дом престарелых, подопечных которого здесь же и хоронили. На погосте до сих пор встречаются казённые кресты из железобетона. Однако с тех пор всё изменилось: обслуживание всех кладбищ уже давно входит в полномочия органов местного самоуправления. В любом случае, нынешний дом-интернат для престарелых и инвалидов (СОГБУ «Ярцевский ДИПИ») не имеет к нему никакого отношения. Да и хоронят здесь всех подряд, а не только одиноких стариков.
Среди тех, кто покоится на этом погосте, есть и довольно известные по местным меркам люди — например, бывший прокурор соседнего Духовщинского района. Судя по поминальным блинам на некоторых могилах, сюда регулярно приходят скорбящие родственники. Правда, приходить они вынуждены по колено в снегу. Обрезкой аварийных деревьев никто не занимается и они от старости падают прямо на могилы. С кладбищенским мусором та же история: если добрые люди унесут в руках — хорошо, не унесут — так и будет лежать по соседству с крестами.
Покойники — люди тактичные, они никуда не жалуются. Зато у живых ярцевчан возникают обоснованные претензии: почему реальное кладбище находится в нереально запущенном состоянии? Чиновники в ответ хранят гробовое молчание.