Исследователи рассказали, где в Смоленске тусовались хиппи в советские времена

В Смоленске прошла презентация путеводителя по городу во времена хиппи

Лента новостей

В Смоленске прошла презентация путеводителя по городу во времена хиппи-движения. Над изданием работали представители проекта «Другое краеведение» – журналисты, исследователи, ученые и историки-любители. 

«Я помню, как искала в интернете информацию про хиппи, искала, естественно, кого-то западного. Среди фотографий из Америки я нашла снимок человека, такого абсолютно калифорнийского хиппи, но при этом там была подпись — Паша Рыжий из Смоленска», –  рассказала исследовательница Полина Данилевич.

С Паши Рыжего началась история знакомства краеведов с хиппи-системой в Смоленске и в Советском Союзе. Они встречались с представителями культуры, брали интервью, работали с архивными данными, читали материалы про хиппи и знакомились с историями старожилов.

Путеводитель включил в себя локации в Соловьиной роще, улице Большой Советской, Соборной горе, справочную информацию, истории, фото и рисунки акварелью, созданные рукой смоленского хиппи Юрия Путрова.

С точки зрения дизайна путеводитель получился компактным и самобытным – мягкая ретро-бумага, московская печать в особой технике наслоения, несколько необычных вкладышей-разворотов. В создании зина (так называется разновидность самиздата) помогали столичные коллеги, жители Смоленска и представители кафе, в котором прошла презентация.  

«Мы использовали итальянскую бумагу, которая на 15% состоит из органических материалов — растений, косточек цитрусовых, орешек. То есть все эти точки, которые есть на бумаге, не напечатаны, они природные», — отметила дизайнер путеводителя Мария Хейсина.

Исследовательница Яна Двоенко поделилась интересными фактами о советских хиппи. Она отметила, что мы, как обыватели, знаем об этом движении очень мало, а то, что знаем, часто сводится к стереотипам: свободная любовь, наркотики и безработная жизнь. 

Конечно, советская система выросла из Запада, через первые публикации в журналах в конце 60-х годов. Так в Советском Союзе узнали, что такое свободная западная молодежь, которая выступает против буржуазных западных ценностей. Что интересно, там хиппи противостояли капитализму, а у нас движение преобразовалось в противников «серости» и тотального контроля.

Еще одно отличие – в Америке движение охватило огромное количество молодежи, но при этом в конце 60-х — начале 70-х у людей произошло резкое разочарование и переоценка движения. В Советском Союзе хиппи существовали до конца 80-х. 

Также в отличие от Запада, в Союзе все хиппи друг друга знали. Они приезжали в гости, обменивались информацией, музыкой, самиздатом и контактами – так и формировалась система. Это было очень сплоченное движение, в котором люди с разных концов Союза знали друг друга. Кстати, советские хиппи редко себя называли хиппи, чаще они себя определяли как «people».

«Сюжет путеводителя сам нас нашел. В дальнейшем мы планируем другие тематические выпуски, и они уже будут посвящены другим культурным явлениям. Наша деятельность абсолютно некоммерческая, мы делаем это по собственной инициативе. Средства с продажи путеводителей мы собираем на следующий выпуск», — сообщила исследовательница Яна Двоенко. 

Архив для следующего выпуска уже отсканирован, однако пока «Другое краеведение» не раскрывает карт и не говорит, чему посвятили новый проект. 

Ранее наше издание писало о том, что в Смоленске формируют новую музейную экспозицию. Вещи с чердаков могут стать частью Народного музея.

SmolNarod.ru