С развитием новых технологий появляются и более изощренные виды мошенничества. Одно из последних изобретений – взламывать мессенджеры и рассылать голосовые сообщения от лица владельца аккаунта. Нейросеть копирует голос настолько точно, что распознать подвох практически невозможно. Вывод: в современной технологичной реальности стоит сомневаться буквально во всем.
«Цель любых мошеннических схем, в том числе, с использованием искусственного интеллекта, всегда одна – украсть деньги. Это значит, что почти любая коммуникация – устная, письменная, в форме голосовых сообщений – будет сводиться к деньгам, банковским реквизитам, СМС и кодам. Мы просим своих клиентов оставаться бдительными, помнить некоторые общие нюансы, фразы-сигналы, чтобы обезопасить себя от аферистов, в том числе цифровых», — прокомментировала директор ПСБ в Смоленске Жанна Дворецкая.
- «Одолжи мне три тысячи рублей»
Нейросети с легкостью учатся поддерживать любой разговор и могут взять на себя роль знакомого, друга, коллеги, начальника. При помощи искусственного интеллекта стало возможно легко подделывать чужой голос и даже видеоизображение. Но как только вы услышите «одолжи мне денег» – это стоп-сигнал. Прекращайте общение и сами перезванивайте собеседнику. Скорее всего, выяснится, что его аккаунт взломан, а деньги у вас просит мошенник.
- «Вам звонит служба безопасности банка»
Банки не предупреждают о сомнительных операциях по сотовому телефону. Задача злоумышленников – запугать вас и не дать мыслить логически, поэтому они будут рассказывать легенды, торопить, нагнетать опасность, держать на линии, как на крючке.
Положите трубку и позвоните самостоятельно в ваш банк. Телефон горячей линии указан на обратной стороне банковской карты. Либо дойдите до ближайшего отделения банка.
- «Проходит секретная операция – никому не сообщайте об этом»
Истории могут преподноситься по-разному, но суть одна: ваши деньги якобы пытаются украсть злоумышленники, вы должны помочь их поймать, и совершить для этого несколько действий. Например, снять деньги и перевести их на безопасный счет. Всё это делается «под большим секретом и контролем сотрудников спецслужб» по телефону.
Не вступайте в такие беседы и сразу бросайте трубку: никакие спецслужбы по телефону не привлекают людей к поимке преступников. Это возможно только лично, в кабинете уполномоченных лиц и при предъявлении документов.
- «С вашего счета идут многочисленные переводы» или «Прямо сейчас на вас кто-то пытается оформить кредит – подтвердите, что это вы»
Звонящий представляется сотрудником банка, сообщает о незаконных транзакциях, которые идут с вашего счета. Строгий голос, угрозы полицией и штрафами – так начинается психологическое давление. Дальше — требования предоставить личные данные и данные по картам или счёту, чтобы последствий можно было избежать. Причем, в срочном порядке. Срочность – козырная карта аферистов, им важно, чтобы у человека не было времени на обдумывание и сомнения.
Ни при каких обстоятельствах не называйте по телефону кодовые слова, номера банковских карт и другие личные финансовые данные. Сотрудники банков никогда не запрашивают такую информацию.
- «Чтобы сохранить ваши деньги от мошенников, нужно перевести их на безопасный счет»
Сотрудники банка никогда не предложат ничего подобного. Максимум – заблокируют перемещения по счету до тех пор, пока вы не придете в отделение банка с паспортом.
Прерывайте любые подобные звонки и самостоятельно перезванивайте по телефону горячей линии (указан на обороте банковской карты).
- «С вами говорит следователь Иван Иванов, слушайте внимательно, не кладите трубку»
Уверенный, напористый голос липового майора, оперуполномоченного, участкового будет запугивать и нагнетать ужас. Важно, чтобы вы оставались на связи, не бросали трубку.
Настоящий следователь вызовет с повесткой к нему в кабинет по реальному адресу в вашем городе. Именно поэтому мошенники, как правило, говорят, что они в московском офисе. Настоящий сотрудник полиции в случае необходимости сам приедет к вам домой или на работу и покажет удостоверение, чтобы развеять сомнения.
Самая безопасная тактика — предложить вызвать повесткой по месту проживания. И положить трубку.
- «Заканчивается срок действия вашего номера телефона – подтвердите свои данные»
Аферисты представляются сотрудниками сотовой компании, говорят, что срок действия вашего номера или SIM-карты истёк. Если не продлить – можно остаться без связи с родными. И дальше по классике: хотите продлить — назовите код из SMS, который сейчас придёт. Сразу – нет. Никакие коды из SMS сообщать нельзя.
Сотовые операторы не подтверждают данные клиентов по телефону – только лично, с предъявлением паспорта в салоне связи.
Если мошенникам удаётся выудить необходимые данные, то на пострадавших владельцев берётся микрокредит. Также можно потерять деньги на банковском счету, если мошенник в разговоре с вами пытается взломать ваш интернет-банк.
- «Вы выиграли в благотворительной лотерее»
Вам сообщают, что вы выиграли приз в благотворительном розыгрыше. Чтобы получить приз, надо внести символическую сумму за конвертацию и налог. Присылают ссылку – она и помогает мошенникам обчистить банковскую карту доверчивой жертвы.
- «Мама, я в беде, помоги!»
Невероятно живучая схема, и сейчас она переживает «вторую молодость». Мошенники звонят на стационарные телефоны, представляются родственниками (дети, внуки), говорят, что попали в трагическую ситуацию, стали жертвой или виновником ДТП. От мамы/папы/бабули нужна срочная денежная помощь, чтобы «следователь» не возбудил уголовное дело. За деньгами, как правило, приезжает посредник — курьер.
Положите трубку и наберите своего родственника — скорее всего, он будет очень удивлен, что с ним что-то не так.
- «Проголосуй по ссылке за дочь/сестру/племянницу/друга»
Ссылки – ключ к вашим данным, аккаунтам и контактам. Перейдя по ссылке, вас может перекинуть на сайт, который потребует ввести личные данные, пароль, номер карты и так далее.
Лучший способ обезопасить себя — позвонить человеку, от которого пришло сообщение. Но ни в коем случае не переходить по сомнительной ссылке. Странная просьба плюс ссылка — это серьезный повод насторожиться.
— Никому не сообщайте коды из SMS, особенно если их запрашивает человек, представляющийся сотрудником банка, — в этом случае звонящий точно мошенник!
— Сотрудник банка никогда не спросит у вас данные карты (ее номер, срок действия, CVV-код на оборотной стороне). С такими вопросами обращаются только мошенники.
— Пусть ваши пароли для входа в интернет-банк будут сложнее, чем 12345 или qwerty. И да, вы уже знаете, что сотруднику банка ваш пароль ни к чему.
— Кодовое слово сотрудник банка запросит, только если вы сами позвонили в банк. Кто-то звонит и просит кодовое слово? Это мошенник!