Экологи бьют тревогу
Специалисты Росгидромета провели анализ загрязненности российских рек и озер за 2023 год и первые месяцы 2024-го. Как сообщил ТАСС со ссылкой на отчет ведомства, экстремально высокий уровень загрязнения был зафиксирован на 162 водных объектах, просто высокий – на еще 306. В этот перечень попали и две реки, протекающие на территории нашего региона, – Вязьма и Днепр.
Стоит отметить, что большая часть проблем (например, речь может идти и повышенном содержании в воде тяжелых металлов или разливе нефтепродуктов) приходится на бассейны рек Волга и Обь – 56%. Однако загрязненность Днепра в нынешнем году по сравнению с 2023-м увеличилась в 2,3 раза.
«На долю Свердловской, Смоленской, Мурманской, Московской и Новосибирской областей, а также Красноярского края в совокупности приходится 60% случаев ВЗ и ЭВЗ в стране», – констатировали аналитики Росгидромета.
Также они добавили, что очень часто выявляется дефицит растворенного в воде кислорода до 3 мг/л и увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) до 10 мг/л.
«Например, в июле 2023 года в реке Вязьма Смоленской области выявлен острый дефицит растворенного в воде кислорода – менее 0,1 мг/л из-за неэффективной работы очистных сооружений города Вязьмы или несанкционированного сброса загрязненных сточных вод», – уточнили специалисты.
Эколог, член общественной палаты Смоленской области, кандидат географических наук Анастасия Бышевская признает, что динамика экологического состояния рек как на территории Российской Федерации в целом, так и в Смоленской области в частности в последние годы носит исключительно отрицательный характер. По ее словам, связана такая печальная картина с рядом серьезных причин:
– О первой из них я говорю достаточно часто: мораторий на плановые проверки заводов, сельхозорганизаций со стороны контролирующих органов: Росприроднадзора, Ростехнадзора, Минприроды.
Напомним, эта мера была принята еще в период пандемии коронавируса с целью разгрузить (в том числе и финансово) важные для экономики предприятия.
– Увы, так получилось, что осознанность владельцев предприятий и ответственных за соблюдение экологических нормативов сотрудников оказалась на низком уровне. Зная, что плановых проверок не будет, к сожалению, эти предприятия нарушают природоохранное законодательство, осуществляя сброс в природоохранные объекты. В связи с этим экологическая ситуация стабильно ухудшается. В результате мы наблюдаем проблемы состояния нашей ключевой водной артерии — реки Днепр, а также рек Вязьма и Гжать, – заявила эколог.
Вторая причина, по мнению Анастасии Бышевской, кроется в ужасающем состоянии очистных сооружений:
– На многих объектах, где осуществляется сброс продуктов в реки, очистные не просто устарели, а очень сильно устарели. Предприятиям зачастую проще заплатить штраф, чем вкладываться в оснащение своих площадей современными комплексами, которые могут выполнять функцию хорошей, качественной очистки воды.
При этом в настоящее время существует технологии фильтрации, работающие на очень высоком уровне, в том числе – отечественные. Их ключевой минус – высокая стоимость.
– Позволить себе их могут далеко не все. Некоторые же представители бизнеса в принципе не готовы вынимать из оборота и вкладывать значительные ресурсы в поддержание экологичности, – заключила эксперт.
Она предполагает, что решить подобную проблему можно с помощью разработки и внедрения адресных мер поддержки или государственных программ модернизации очистных сооружений на водосбросах.
– Понятно, что потребуются большие финансовые вложения. Но если бы такая программа существовала, если бы были меры стимулирования бизнеса, промышленности, предприятий агропромышленного комплекса, думаю, многие бы решили уделить больше внимания проблемам экологии, – выразила позицию Анастасия Бышевская.
Еще один вопрос, который освещается в отчете Росгидромета, касается так называемых «трансграничных загрязнений». Здесь, впрочем, Смоленщине удалось не попасть в число антилидеров.
«Росгидромет проверил 37 рек, две протоки, озеро и водохранилище, расположенных на границах с 12 странами. Наиболее загрязненной была вода водных объектов на границах с Норвегией (река Колос-йоки), с Украиной (Белгородское водохранилище) и с Казахстаном (реки Уй и Тобол)», – подчеркнули аналитики.
На территории Смоленской области есть совместные водно-болотные угодья с Республикой Беларусь. Большая часть из них находится под охраной в качестве памятников природы.
– Не будет преувеличением сказать, что они играют всеевропейское значение. Это важный элемент экологического каркаса, именно болотные угодья поддерживают всю экосистему, являются индикаторами состояния экологии области, – добавили смоленский эколог.
В целом же, говоря об экологическом состоянии водных объектов Смоленщины, Анастасия Бышевская признала: к этой проблеме необходимо привлекать внимание всех заинтересованных сторон:
– Эта тема периодически обсуждается на различных площадках. Но обсуждений недостаточно. Например, в той же Вязьме жители регулярно делятся своими опасениями по поводу состояния их реки. Они готовы и сами включаться в работы по ее спасению, очистке, собирать дружины и так далее. Нужно объединить власть, общественников, активистов, представителей бизнеса, владельцев предприятий, аграриев. Только общими усилиями мы можем изменить ситуацию.