Для эксперимента смоляне разработали специальную программу для виртуального погружения
Мир вокруг нас наполнен множеством цветовых оттенков. Чем бы человек ни занимался, на него постоянно воздействует цвет. Взять хотя бы цвет стен в офисе, где он работает, или обоев в квартире, где он живет. Современные исследования показывают, что в одних цветовых пространствах человек более спокоен, в других – более раздражителен и эмоционален.
Команда «Лаборатории цвета» Смоленского государственного университета решила исследовать, как разное цветовое окружение влияет на память. То есть, простыми словами, в комнате со стенами какого цвета человеку будет проще запоминать информацию. Журналист SmolNarod пообщался с руководителем Лаборатории, доктором культурологии Юлией Грибер и узнал ответ на этот вопрос.
Вижу цель – не вижу препятствий
Проводить эксперименты в современном мире тоже нужно по-современному. Например, с использованием очков виртуальной реальности, чтобы погрузить человека «внутрь» цвета.
– Конечно, мы могли бы работать по старинке: показывать участникам эксперимента разные карточки с цветами, – рассказывает Юлия Грибер. – Но когда у человека перед глазами лишь маленький цветовой образец, он может вертеть головой, отвлекаться. Не будет настоящего, полноценного погружения в цветовую среду. А в VR-очках у него возможности отвлечься от цвета нет.
Сама по себе такая методика не уникальна: эксперименты с применением подобного оборудования проводятся в офтальмологии, где очки виртуальной реальности широко используются как инструмент для оценки степени остроты зрения и его функциональных нарушений, в изучении механизмов визуального поиска, сонливости, в различных маркетинговых исследованиях.
Но перед исследователями из Смоленска возникла одна проблема: существующего программного обеспечения оказалось недостаточно, поэтому ученые разработали собственное.
– Один из членов нашей команды – Алексей Делов – самостоятельно за месяц написал необходимую программу, – вспоминает руководитель Лаборатории. – Как говорится, вижу цель – не вижу препятствий. Благодаря этому ПО мы смогли не только понять, «внутри» какого цвета у человека лучше работает память, но и собрать информацию о его физиологических и психологических реакциях на тот или иной цвет. Программа Алексея регистрировала все, что делали глаза участников: сколько раз они моргали, куда был направлен взгляд, сужались или расширялись зрачки.
Погружение в цвет
Всего в эксперименте приняли участие более 200 человек. Когда каждый из них надевал шлем, мир вокруг переставал существовать. Все пространство заполнял один сплошной цвет. Всего было выбрано 30 наиболее популярных у носителей русского языка цветообозначений. В их числе, например, салатовый, бордовый, фуксия, бирюзовый, болотный, горчичный…
Я и сама попробовала себя в роли испытуемого и могу сказать, что далеко не в каждом из цветов было легко и приятно находиться. Долгое пребывание в ярко-красном или пурпурном мире в какой-то момент начинало угнетать и даже пугать.
Погрузившись «внутрь» того или иного цвета, человек должен был прослушать, запомнить и повторить последовательность из слов и цифр. На запоминание каждого ряда давалось несколько попыток.
– В случае со словесной памятью участнику предстояло запомнить десять не связанных друг с другом слов и повторить их в любом порядке. В случае с числовой – респондент запоминал последовательности из цифр длиной от четырех до десяти знаков и должен был воспроизвести их, не нарушая порядок, – уточняет Юлия Грибер.
Синий лучше голубого
Эксперименты показали, что успешность запоминания оказалась максимальной, когда человек смотрел на черный, зеленый, синий, бирюзовый или малиновый мир. Наоборот, когда люди видели оранжевый, красный, розовый, голубой или другие светлые оттенки (бежевый, персиковый, сиреневый) успешность запоминания была значительно ниже: участники в среднем смогли выучить на два слова меньше.
– Вспомните, когда мы заучиваем что-нибудь, например, стихотворение, мы часто закрываем глаза, чтобы повторить четверостишие. Погружаемся в темноту. Это помогает нам сосредоточиться, – уверена Юлия Грибер. – Светлые цвета, наоборот, отвлекают. Часто говорят: зеленый помогает лучше думать. Так вот на самом деле, смотря какой зеленый. Если темно-зеленый, то да, а если светло-зеленый – то нет. Хотя именно в светлые оттенки зеленого, желтого или розового покрашены стены в наших учебных заведениях.
Таким образом, можно сделать вывод: возможно, если классы в школах или аудитории в университетах будут окрашены в более темные цвета, это поможет ученикам и студентам лучше усваивать информацию. Кстати, по словам ученого, уже существуют современные дизайн-проекты, которые предлагают холодные синие или фиолетовые цвета для стен учебных заведений.