Туристический потенциал Смоленска: как его создать и развить

21 апреля в Смоленске около 30 инициативных смолян обсуждали разработку мастер-плана исторического центра города. В ходе мероприятия – воркшопа – участникам предстояло выявить проблемные с точки зрения туриста маршруты передвижения по городу. Журналист SmolNarod принял участие в обсуждении и пообщался со смолянами, входящими в инициативную группу.

Воркшоп включал в себя пять мероприятий: глубинное интервью, работу с ментальными картами и городскими маршрутами, пазл и игру «Достопримечательности». Каждое из них позволяло по-новому взглянуть на Смоленск и понять, чего не хватает городу для повышения его туристического потенциала. Мероприятие организовали Центр развития урбанистики вместе с Социологической лабораторией Смоленского государственного университета.

Так, во время глубинного интервью участники фокус-группы говорили о городской идентичности, чтобы определить образ Смоленска, который станет смысловой основой и вектором возможного развития города при составлении мастер-плана.

Ориентирование на местности

Главный вопрос звучал так: «Что есть Смоленск и как он должен развиваться?». Найти ответ на этот же вопрос можно было и при составлении городских маршрутов. Участникам предлагалось продумать, как лучше попасть из определенной точки А в определенную точку Б, отметив при этом места, где сложно сориентироваться, где не хватает пешеходных переходов или где находятся знаковые достопримечательности.

«Мы хотели понять, какими маршрутами смоляне чаще всего передвигаются по городу и как эти пути можно сделать лучше, комфортнее. Каждому участнику инициативной группы мы дали подробную карту, на которой он должен был нарисовать маршрут. Например, от Владимирской набережной до Башни Орел, от кинотеатра «Современник» до Лопатинского сада, от улицы Жукова до СмолГУ и так далее, – пояснила активистка Центра Маргарита Воробьева. – При этом мы просили людей отметить плюсы и минусы этих маршрутов, описать, где пройти неудобно, где некрасиво, где дорога могла бы быть логичнее».

Одной из участниц воркшопа – Лидии Разиной – предстояло продумать, как лучше всего добраться от Бассейна «Днепр» до Колхозной площади. Простая на первый взгляд задача на деле вызвала ряд трудностей:

«Я придумала три возможных пеших маршрута. Один из них показался очень скучным – через улицу Пушкина, Краснофлотскую. Вроде бы он самый очевидный, самый короткий, но и самый унылый. Заканчивается набережная и начинается пыльная дорога. Ни жителю города, ни уж тем более туристу не понравится там идти. Смотреть по сторонам совсем не на что, разве только на кустарники. Два других варианта повеселее, оба через Большую Советскую. Но и здесь есть нюанс: например, если турист, увидев на полпути Успенский Собор, захочет к нему подойти, то это будет сложно, ведь рядом нет пешеходных переходов!»

Результаты работы подарят местным властям

Отвечая на вопрос, как будут использоваться результаты этой работы, Маргарита Воробьева сказала:

«Мы проанализируем все полученные маршруты, все комментарии, которые нам оставили участники фокус-группы, чтобы потом можно было улучшить, например, городскую навигацию. Мы сотрудничаем с администрацией города и будем рады передать им наши наработки».

«Центр развития урбанистики – социальная группа, в которую может вступить каждый, кто заинтересован в развитии комфортной городской среды и города в целом. Мы реализуем разные интересные проекты, которые часто поддерживает Фонд Президентских грантов. Сейчас на стадии разработки находится интерактивный музей «Смоленская крепость», посвящённый самому популярному объекту региона, – рассказал руководитель Центра Павел Сычев. – В своей работе мы постоянно задаемся вопросом: что в Смоленске может делать турист и горожанин? И понимаем, что у нашего города, к сожалению, пока что отсутствует туристический образ. Эту ситуацию мы и хотим изменить». 

Смоленск интересен людям старше 40 лет

Сотрудники Центра проводили различные социологические исследования и опросы, чтобы выявить сильные и слабые стороны нашего города.

«Мы спрашивали у людей, с чем у них ассоциируется Смоленск, какая его главная достопримечательность, сможет ли человек подсказать дорогу приезжему и так далее. Конечно же, по результатам всех опросов, главный объект Смоленска – это крепостная стена. Именно в ней мы видим наибольший потенциал, и именно ее мы и считаем необходимым сделать главным символом города», – поделился Павел Сычев.

По его словам, чаще всего в Смоленск приезжают туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, уставшие от жизни в большом городе, на так называемые «туры выходного дня». В основном это люди старше 40 лет. А вот молодежь посетить Смоленск не стремится.

«Люди приезжают сюда, чтобы культурно обогатиться. Молодежи здесь пока что не так интересно, потому что в нашем городе нет каких-то арт-пространств, модных мест. Это тоже большой минус. Также туристы, отвечавшие на наши вопросы, отмечали общую неухоженность города, отсутствие точек притяжения. Это все проблемы, которые нужно решать!» – констатировал руководитель Центра.

SmolNarod.ru