Сжигание чучела и метание пеньков: как прошла Масленица в музее-заповеднике “Гнездово”

Блины достались не всем, но драки на палках были безлимитными

В воскресенье, 10 марта, в музее-заповеднике “Гнездово” состоялись праздничные гуляния в честь начала масленичной недели. В программе было заявлено метание топоров, выступление фольклорных коллективов, квест, глинтвейн и молодецкие забавы. Я отправилась на праздник, чтобы лично узнать, какие на вкус местные щи, так ли легко стрелять из лука и какая она – Масленица в Гнездове.

Как только я прибыла в музей-заповедник, поняла – тут весело. На главной сцене выступали народные творческие коллективы, по всей площадке ходили ряженые и музыканты с разными старинными инструментами. Что порадовало – большое количество игр и забав. Толпа бурлила и развлекалась, люди перемещались из одной зоны на другую. Народа собралось действительно много, в основном это были семьи с детьми. На Масленице соблюдали все меры безопасности: глинтвейн безалкогольный, рядом с чучелом – огнетушитель, стрелять из лука можно только двум людям одновременно и только в специальном месте.

Первое, что я решила опробовать – стрельба из лука. Развлечение было платным, а стоимость определялась местной валютой – куной. Ее можно было купить на входе или выиграть на станции с метанием деревянных пеньков.

Выстрелить из лука оказалось тяжелее, чем казалось. Мало того, что оружее это само по себе большое, неудобное и стрела постоянно отклоняется куда-то, так еще и нужно приложить как будто все человеческие усилия, чтобы натянуть тетиву. Уже на третьем выстреле я сдалась, устала и решила пожертвовать оставшиеся стрелы желающим из толпы. Среди них была пенсионерка Наталья Николаевна. Она резво взяла в руки лук, прослушала инструкцию о том, как правильно стрелять, и без колебаний выпустила стрелу мимо мишени.

“Первый раз в жизни стреляла, и все получилось! Попала в сетку, не в мишень, но попала! Стреляла в первый и в последний раз, больше не буду”, — поделилась впечатлениями Наталья Николаевна.

Дальше я отправилась туда, где была самая большая очередь — на дегустацию местных угощений. На празднике были представлены старорусские щи, блины со сгущенкой или сметаной, выпечка, чай и глинтвейн. Правда, уже к середине Масленицы большинство угощений закончились.

Маргарита Гукалова отстояла целых две очереди за блинами, но так и не получила желаемого:

“Мне очень грустно от того, что все съели. В первый же час праздника нужно было стоять за блинами, иначе ты не получишь ни одного, — рассказала Маргарита, добавив несколько слов и об общих впечатлениях от праздника. — Лучшие развлечения оказались бесплатными, например, подраться палками можно сколько угодно раз и к тому же с инструктором, который разбирается в том, что делает. Ребята из демидовской музыкальной школы дают выступления в течение всего дня, как на большой сцене, так и где-то рядом с едой. Мне понравилось, здорово, что такой праздник организовали”.

Мне блины достались, но главный атрибут Масленицы ожиданий не оправдал. Потом нашлосьдругое молодецкое развлечение – битва на мягких палках. В руке такое оружие ощущается как меч или бита, но удар получается мягким. Инструктор – молодой человек в историческом костюме времен древней Руси – сказал, что правил только два: не бить по лицу и не уходить с выделенной под бои площадки. Дрались на палках и взрослые, и дети. Кто-то вместе с инструктором изучал правильные шаги и выпады.

Рядом с этой станцией я познакомилась с фотографом. Аникет оказался студентом из Индии и приехал на праздник запечатлеть яркие кадры. Он уже знал, к чему готовиться, — бывал на празднике годом ранее.

Станцию с метанием топоров найти не удалось (а может ее и не было), вместо этого яотправилась метать пеньки. Цель этого развлечения – закинуть деревяшку как можно дальше. Дубинка, которую метали мужчины, оказалась чуть ли не больше меня по размеру. “Богатыри” – так называл участников ведущий – без труда забрасывали кусок дерева на приличное расстояние. Передо мной испытать себя решил грузный мужчина, он с такой силой метнул деревяшку, что дубина не выдержала очередное столкновение с землей и раскололась надвое. Мне вручили небольшой пенек на веревке, его назвали “женский снаряд”. После этого интерес к станции у толпы поугас.

Интересным оказалось и знакомство с музыкантами. На большом столе участники коллектива “Историческая музыка Смоленщины” разложили множество инструментов, от более узнаваемых (лира, волынка или гусли) до чего-то совсем необычного — например, колесная лира.

“Мы привезли колесную лиру, крыловидные гусли, калюку, сурму, народные свистульки, смоленский рожок, двойные свирели, волынку. Многие инструменты – раритет, восстановлением которых занимается наш руководитель – Владимир Платонов”, —- рассказала участница коллектива Елизавета Платонова.

Гости праздника могли и сами сыграть на инструментах. Колесная лира очаровала и меня – настолько странный инструмент: человек крутит ручку, как на старой швейной машинке, а лира издает звук, похожий на волынку, потом играющий зажимает клавиши, и тональность меняется. Я побоялась прикасаться к такой старой и хрупкой вещи, зато побила в бубен. Люди играли на свистульках, дудочках и составляли аккомпанементы друг другу.

Праздник оказался очень насыщенным: за три часа я не успела опробовать все предложенные развлечения. Для посетителей устроили квест, выпечку птичек из теста, ярмарку с изделиями из дерева, украшениями и домашним медом, много игр для детей, хороводы. Напоследок удалось заглянуть на большой костер, чтобы согреть ноги. Некоторые в этом усердствовали особенно сильно: у одной девушки даже расплавилась подошва ботинка.

Закончилась Масленица на полчаса раньше, вероятно из-за того, что люди стали замерзать. На главной площади собрали гостей, раздали детям сушки, которые сняли с чучела масленицы, провели хоровод под самобытную народную музыку. Горела Масленица ярко, пусть и недолго. Дым заволок лес, а ведущий приговаривал “Все плохое сгорает в этом огне, все плохое остается в прошлом. Гори, гори ясно!”

SmolNarod.ru