По данным Росстата, цена поездки достигла максимума за последние 10 лет
В России стоимость поездки составляет около 32,5 рубля в расчете на один километр, что является максимум за последние 10 лет, пишет РБК со ссылкой на данные Росстата. Услуги данной сферы непрерывно растут в цене с апреля 2021 года.
По мнению экспертов, одной из причин роста цен является новый закон о такси. Мы поговорили со смоленской таксисткой Юлией Медведевой – водителем с 18-летним стажем, о причинах увеличения стоимости поездок и о том, как это отражается на работниках данной сферы.
Федеральный закон от 29.12.2022 №580-ФЗ был принят в 2022 году. Согласно ему, в каждом регионе создается три реестра: служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси. Сбор и обработку поступающих сведений будет осуществлять федеральная государственная информационная система легковых такси.
Изменения устанавливают требования к водителям-таксистам. Так, обязательным условием для работы теперь станет заключение трудового договора с перевозчиком. В случае наличия у водителя непогашенной судимости и более трех неоплаченных штрафов, работать он также не сможет. Помимо этого, регионы смогут самостоятельно устанавливать требования к цветовой гамме и экологическому классу автомобилей.
По словам Юлии, стоимость начала расти после введения санкций. Сейчас в Смоленске цена увеличилась на 10-20 рублей: пассажиры сразу замечают эту разницу, а вот водители не всегда чувствуют эти изменения для себя. Среди причин таких скачков эксперт выделила следующее:
- рост стоимости обслуживания автомобиля: запчастей, резины, химии для машины и др.;
- увеличение цены на бензин;
- вступление в силу поправок к закону о такси в сентябре.
Юлия рассказывает, что до февраля 2021 года были адекватные цены на все, что связано с автомобилями, был хороший выбор ассортимента. Однако введенные санкции способствовали снижению выбора запчастей и росту ценника на них.
«Сейчас китайцы начали работать в этом направлении: они делают запчасти примерной по той же стоимости, которая была до введения блокирующих мер. Однако их качество оставляет желать лучшего. Если раньше стойка стоила около трех тысяч, то сегодня хорошего качества будет около восьми тысяч рублей», – объясняет эксперт.
За последние годы многие подались работать в сферу такси. Нужно понимать, что чем больше водителей, тем меньше заказов каждый из них может принять, соответственно и уровень дохода тоже падает.
Особенно остро стоит проблема с ценами на бензин. В 2022 году стоимость за литр была чуть больше 40 рублей и постепенно росла, сейчас – уже за 50. В такой ситуации таксист порой уходит в минус после выполнения заказа.
Поправки к федеральному закону, которые вступают в силу в сентябре, также усложнят жизнь таксистов. Согласно им, компании будут убирать все старые машины, необходимо будет постоянно обновлять транспортные средства, чтобы они соответствовали новым требованиям.
Необходимо будет предоставлять справку об отсутствии судимости, что также отсеет часть водителей (к работе не допустят и тех, у кого судимость уже закрыта). Помимо этого, вводится обязательный ежедневный осмотр у врача. Однако и здесь не все так просто.
“Вроде хорошо, что в теории на смену не выйдет пьяный водитель, наркоман или человек в неадекватном состоянии, но по факту осмотр будет проводить не стационарный врач, который находится на базе. Каждый водитель должен будет самостоятельно с утра приезжать к медработнику и отдавать ему 400-500 рублей для получения необходимых документов”, – поясняет Юлия.
Обязательным станет и официальное трудоустройство, при котором все налоги из общего дохода будет платить сам водитель, а не компания. Лицензия, стоимость которой составляет около 10 тысяч рублей, и ОСАГО, без наличия которого программа не допустит водителя к работе, — все вместе обойдется около 45 тысяч рублей. Все эти факторы в разы увеличат и усложнят жизнь таксистов.