Смоленскую крепость вновь делают неприступной

Несколько входов в башни крепостной стены закрыли металлическими решётками. Специалисты по культурному наследию выдохнули, а экскурсоводы призадумались. Кому и зачем понадобились решётки на входах, и есть ли выход в этой ситуации?
Ночлежка на память

Главной причиной появления решёток стали жалобы на непрошенных гостей. В открытых башнях крепостной стены стали часто появляться маргиналы и лица без определённого места жительства. Это создало неприятную ситуацию для собственника – АУИПИК и органа охраны. Его роль в регионе играет Главное управление по культурному наследию.

Результатом долгих раздумий стали решётки на входах в башню Зимбулка и Долгочевская, что между Никольской башней, где сейчас музей льна, и онкодиспансером. Решётки сделали без сверления крепостной стены: по закону такие вещи возможны только при наличии проекта. Входы-выходы заделали с помощью металлических стяжек. Нечто подобное появилось и в так называемом технологическом проезде на улице Тимирязева. Вместо жестяных листов, которые вечно отрывали местные любители старины появились добротные решётки. Теперь оторвать можно руки, но не металлическое ограждение. Впрочем, универсальной защиты от смолян, как показывает практика, не существует, и гордиться тут нечем.

Смоленскую крепость вновь делают неприступной

Хроника пикирующего кирпича

Одним из аргументов для закрытия входов стала защита смолян от возможного падения кирпичей. Теперь кирпичи внутри крепости если и будут падать, то не на головы любознательных, а на землю.

С другой стороны, возникает проблема – как оценить техническое состояние кладки? Теперь если что-то и будет медленно разрушаться, то внутри. Пока картинка снаружи будет стабильной, никто чесаться не станет.

Говоря откровенно, на этот участок осталось ещё два входа, они неофициальные и непростые, но они есть. И те, кому уж очень приспичит, вполне могут забраться на стену и прогуляться по участку, который несколько лет назад во время очередных температурных качелей обрушился. Это произошло у башни Долгочевская.

Ещё несколькими годами ранее входы на башню Орёл заложили кирпичами. Официально – тоже из соображений безопасности. Зимой 2011 года на почти отреставрированной башне произошёл пожар, который уничтожил все труды реставраторов, не успевших закончить работы к сроку. Недогоревшие и полусгнившие деревянные сваи так и остались внутри башни. Её контур не закрыт и принимает в себя все смоленские снега и дожди. Но зато любознательные гости не влезают внутрь, рискуя получить сверху оторвавшейся от ветра доской или обломком кирпича. Да и властям спокойнее спится.

Смоленскую крепость вновь делают неприступной

Вход – не выход

Смоленских экскурсоводов такие инициативы отнюдь не радуют.

«Практически все наши экскурсии проходят рядом с крепостной стеной, — рассказал изданию смоленский гид Михаил Ефимкин. – Люди ходят, смотрят, трогают кирпичи, потом у них возникает закономерный вопрос: как попасть на стену? И на этот вопрос у меня ответа нет».

Гиды, с которыми поговорило наше издание, в принципе готовы рассмотреть любые варианты выхода на крепость. То есть, чтобы была возможность безопасно проводить экскурсии. Но тут дорогу туристам преграждает закон. Коммерческое использование памятников культуры возможно только при наличии договора. Без него работой гида могут заинтересоваться компетентные органы. Кроме того, существует практика, когда экскурсовод, приводя людей в условный музей, платит в кассу этому музею.

Вариант с музеем «Смоленская крепость» местным гидам «не заходит». Руководство учреждения не пускает людей на прясла, а в башню посмотреть экспозицию можно сходить и без экскурсии. Все остальные объекты стены становятся практически недоступными. А там, куда доступ теоретически возможен, уже есть пользователи, которым лишние люди на стене вообще не нужны. Какие лазейки на стену можно найти в принципе, об этом в следующем материале.

SmolNarod.ru