Владимир Грунин считает, что для Гагарина закончен период стагнации, и он не боится местных «элит»

В Смоленской области

Корреспондент SmolNarod отправился в поездку по райцентру с новым главой Гагаринского района

28 июня 2024 года местные депутаты избрали Владимира Грунина главой Гагаринского района. В последние годы с поста главы этого района Смоленщины, граничащего с Московской областью, руководители уходили с завидной постоянностью: за три года — три отставки. Странное стечение обстоятельств или происки каких-то «тёмных сил»? В любом случае, корреспонденту нашего холдинга было интересно лично познакомиться со смельчаком, который рискнул пойти наперекор обстоятельствам.

Давайте вспомним. Сначала Роман Журавлев: в 2021-м прекращены его полномочия главы Гагаринского района. Он пошёл под суд, получил приговор, но вину не признал… Затем Полина Хомайко. Пробыла в должности с 2021-го по январь 2023 года. Написала заявление с просьбой прекратить ее полномочия досрочно по собственному желанию с 27 января 2023 года. И тогда же прокомментировала ситуацию: «Приняла решение. Другого выхода нет. Постоянное давление, угрозы, ложь, предательство…». После неё — Елена Новицкая, которая отработала с 2023-го и по 3 апреля 2024-го. Ушла также по собственному желанию.

Учитывая, какая «свистопляска» происходила в череде глав и то, как часто один из федеральных телеканалов транслирует новости из Гагарина, мы поехали в райцентр – познакомиться с новым главой. Есть ли в кармической судьбе бывших глав нотки вмешательства местных «элит»? Это слово «элиты» Владимир Грунин в разговоре с нами берет в кавычки. Он утверждает, что они ему неинтересны даже тогда, когда на каждое его решение, ограничивающее местный бомонд, в Гагарин мчится съемочная группа одного из федеральных каналов. Кажется, Владимира Грунина шумиха не печалит: «Пусть катаются. Любое привлечение интереса к жизни территории для нас – благо». На наше предложение не скупиться, а сразу открыть корпункт для коллег, глава отреагировал с юмором: «Учитывая, что в ответ на практически каждое моё решение – от отставки местного чиновника, до объявления даты открытия движения по виадуку — съемочная группа спешит в Гагарин, я готов их приютить, чтобы не мотались туда-сюда».

Кроме обычного знакомства, наша встреча с Владимиром Груниным имела вполне объективные мотивы. Ведь проблемы у Гагарина есть. Что будет с водой из-под крана, как ездить в город и по городу с учетом реконструкций и ремонтов мостов? Есть ли надежды на нормальную жизнь у района, откуда в Московию на работу идёт отток местных жителей, а «кадровый вопрос» на границе области трещит по швам? В горячий июльский день мы пообщались с главой, поездили и походили по городу, отвлекаясь только на местных жителей, которые со своими вопросами подходили к Грунину, заметив его на улице. Узнавали в лицо. Значит, уже знают.

Первый вопрос от нас касался именно местного «бомонда» и «кругов на воде» в федеральном СМИ.

— Владимир Вячеславович, что за история с кадровыми решениями в Гагарине?

— Более, чем две недели назад закончилась проверка в отношении деятельности МБУ «Благоустройство Гагарин». Учреждение проверял контрольно-счётный орган муниципалитета по представлению прокуратуры. Выявлены нарушения, и материалы были направлены в надзорный орган для принятия процессуального решения. Учреждение занимается содержанием дорог и общественных территорий, курирует похоронную отрасль.

— Складывается ощущение, что людям в местной власти в Гагаринском районе специально не дают досидеть, и чем-то ставленники областного центра не устраивают старожилов?

— Здесь много факторов, и, по моему мнению, многим не понравилось, как мои предшественники выстраивали отношения, допустим, с теми же «элитами» — в кавычках. В Гагаринском районе активно развиты соцсети, куда сливают всё подряд. Я, начав работу в районе, принял решение о смене директора МБУ «Благоустройство Гагарин». А меньше, чем через неделю, уже был здесь в Гагарине федеральный телеканал — совпадение или нет, не знаю.

— Почему вы приняли решение избавиться от главного по уборке и похоронам? 

— Неудовлетворительная работа учреждения.

В ходе поездки с Груниным мы отметили, что в районе автовокзала Гагарина вдруг убрали «привычную» рекламу компаний ритуальных услуг, которые долгое время в месте знакомства с районным центром для тех, кто сюда въезжал на автобусе, были настоящим напоминанием о латинском «моменте мори» (помни о смерти). Владимир Грунин уточнил, что взамен рекламы похоронных услуг отныне в городе будет востребована туристическая. По райцентру устанавливают брендированные остановки общественного транспорта, а ещё есть вектор на «жизнь» — идёт аукцион по строительству жилья, по предоставлению участков под строительство от 25 000 квадратных метров на площади от 3,3 га. Гагарин нуждается в новом жилье. Если кто-то не согласен, то пусть посмотрит объявления о сдаче жилья в аренду. Цены удивят жителей Смоленска.

— Владимир Вячеславович, не могу обвинять коллег с телевидения, которых кто-то зовёт сюда, но не понимаю, почему в их репортажах такая активность по Гагаринскому району.

— Сложно сказать, кого можно подозревать в хайпе. Но, плохо это или хорошо, меня абсолютно не беспокоят местные «элиты». Работы в районе очень много. Мы двигаемся вперёд. Есть задача от губернатора, вектор приложения сил понятен. А какая-то «побочка» от недовольных? Они никак на меня не могут оказать ни давление, ни влияние.

Я всем открыт, на все конструктивные предложения в рамках закона готов откликнуться. Вниманию к территории только рад. Угадайте, чей автомобиль 1 июля одним из первых проехал по виадуку в Гагарин? Это было авто того самого одного из «независимых» телеканалов, любящего Гагарин.

Мост находится в полномочиях «Смоленскавтодора», и было обещано открытие движения именно 1 июля, что и проверили все абсолютно и со всех сторон. Это открытие движения не было полномочиями муниципального образования, но я не разделяю проблемы на «моё, или не моё»: поскольку я здесь глава, то за все и отвечаю. Мы включились в большую работу по вопросу ремонта линии, которую открыли, — сейчас действует, и вполне успешно, реверсивное движение. Раз в две недели провожу совещания — что сделано и как, и насколько можем и должны успеть в сроки.

Вопрос, который был от нас логичен. Что забыл в смоленской глубинке москвич, у которого с карьерой не было особых проблем…

— Владимир Вячеславович, вы один из самых молодых глав районов в Смоленской области, уроженец Москвы. Многие привыкли, что хорошая карьера — это уехать из глубинки в столицу, а вы променяли столицу на провинцию. Вас можно назвать человеком команды Анохина?

— Когда Василий Николаевич стал исполнять обязанности губернатора, мне поступило предложение приехать сюда на работу в Министерство, а потом поработать в Гагаринском районе. К Василию Николаевичу всегда относился с огромным уважением и не мог ему отказать. Был бы кто-то другой, может, и не согласился бы. Передо мной губернатор поставил большие задачи, связанные с Гагаринским районом. Мы должны положить в основу развития территории туризм, в том числе и экологический, поскольку город Гагарин и Гагаринский район уникальны, имеют богатую историю, в первую очередь благодаря Юрию Алексеевичу, а также могут привлечь гостей прекрасной природой.

— Помимо большого уважения к Василию Николаевичу, вы же понимаете, что это — ваша жизнь, ваша карьера. Есть ли у вас личные точки роста в Смоленской области? Вы планируете стать успешным главой района?

— Конечно, моя цель — достичь максимальных показателей именно на должности главы района. Заявить о себе, как об эффективном управленце.  Эта территория находится долгое время в стагнации, и необходимо запустить векторы развития. Мне интересно работать на результат.

— У вас два высших образования — юридическое, а какое ещё?

— Государственное и муниципальное управление — закончил Академию при президенте. Есть и образование, и желание, и самое главное — поддержка губернатора.

— Но существует ещё одно условие, необходимое для успеха в роли главы: ограничивающим фактором при огромном желании что-то изменить всегда является бюджет. 

— Бюджетные возможности Гагаринского района позволяют показать результат. При этом поддержка губернатора включает и дополнительные денежные средства на развитие территорий района, развитие города.

— Эта поддержка рассчитана на какие-то долгоиграющие планы или на то, чтобы закрыть имеющиеся проблемы?

— Я назову это шагом вперёд. Допустим, сейчас что мы делаем? Мы создаём туристический информационный центр — ТИЦ. Ремонтируем в центре города помещение с отдельным входом, приводится в порядок фасад, крыльцо, двери, мы устанавливаем сейчас малые архитектурные формы, облагораживаем. Будет очень красиво.

— Абсолютно согласна, что родина Первого космонавта планеты может развиваться в направлении туризма. Сюда из Москвы гостям близко ехать. Но вы говорите ещё об экологии и природе. Давайте остановимся на болевых точках. Что за несчастная речка Гжать, и что творится в городе с водой? Приедут туристы, а их напугают, что воду здесь пить нельзя. А в речке рыба мрёт каждое лето. Насколько эти проблемы решаемы?

— Проблема по очистным сооружениям стоит очень остро. С 2018 года реализуется, вернее — тянется проект по их реконструкции. С 2021 года заключён контракт на реконструкцию второй линии, и он до сих пор не исполнен подрядчиком.

Приехав работать в район, я этой проблемой занялся сразу. Подрядчики ненадлежащим образом исполняют свои обязательства. Они не являются, когда им говорят, что нужно устранить проблемы. Приведу в пример один из моментов – это необходимость откачивания десяти с половиной тысяч кубов воды. Их предупредили, но они не приехали. Не буду никого обвинять голословно. Чтобы разобраться, я заключил контракт на проведение экспертизы. У меня на руках сейчас акт обследования первой линии очистных сооружений, выявлено очень много недочётов. То есть вот он – документ. Что требуется от меня как от руководителя, желающего объективно оценить, что и как сделано до меня, что предстоит сделать. Я сейчас выясняю реальное состояние дел: где есть недочёты, где выполнен проект не как нужно, где в проектную документацию вносились изменения. Только после этого можно принимать решение о судьбе очистных: доделывать с этим подрядчиком или искать других. У меня нет личных предпочтений, только одно – нормальный результат работы.

— Я так понимаю, что уже пора проводить аукционы на продолжение реконструкции, а работа застопорилась. Пока вы не разобрались с тем, что подрядчики успели сделать?

— Да. Именно так. Понимаю и разделяю возмущение жителей Гагарина, сам здесь живу и сам пользуюсь водой из крана. Но говорят «если хочешь делать быстро, делай хорошо». Когда есть проблемы с реконструкцией первой и второй очередей, то где гарантия, что однажды не придется всё начинать заново – тратить бюджетные средства, создавать неудобства жителям города? 

У меня нет цели угодить подрядчикам или бодро отчитаться «наверх», что всё хорошо. Есть цель – оценить ситуацию реалистично и сделать так, чтобы не пришлось постоянно возвращаться к тому, что было сделано не так. В процессе работы раза три, наверное, подрядчики меняли проектные решения, есть не совсем верные, и все очень запутанно. Потому что с 2018-го до 2020-го или до 2021 года механическую очистку какой-то подрядчик делал, потом пришли новые с 2021-го, когда уже прошло три года, уже срок контракта там истек, а у нас уже 2024-й скоро закончится.

— На самом деле главное, что имеет значение, это даже не какие-то нюансы, а то, чего ждать гагаринцам. Есть ли какие-то честные сроки, когда проблему можно решить?

— Знаете, сроки назвать можно будет после того, как будет установлен диагноз: где у нас что не сделано. И мы будем привлекать два-три подрядчика, которые будут в курсе выявленных нарушений. Будем четко определять вид работ. И уже тогда будем оценивать это в деньгах, составлять смету и что-то понимать по срокам. Сейчас я не хочу давать голословные обещания. Рассказываю честно. Как есть.

— У вас как у главы района и, возможно, будущего главы округа, есть какие-то рычаги влияния? Помогут ли с водой областные власти? Это же безумные деньги. Можем ли мы в какой-то федеральный проект вклиниться? Есть ли какая-то надежда, что в Гагарине будет такая чистая вода, чтобы из Москвы приезжали и пили прямо из крана?

— Мы к этому стремимся. И будем местным водоканалом заниматься. Буквально на днях вникал в один из подвидов их деятельности. Кстати, сегодня они у меня собираются всем руководящим составом, я у них запросил схемы и обозначенные все точки присоединений, документы о том, как учитывается сброс воды предприятиями. Дальше уже будем работать и по очистным, и, соответственно, фильтрами займёмся, и жалобами на ржавую воду. Желание сделать так, чтобы всё работало идеально, конечно, есть. И Василий Николаевич Анохин ставит очень минимальные сроки на то, чтобы принять решение по датам, — что делаем и когда запустим. Мы с ним в контакте по этому вопросу находимся постоянно.  Просто столько узлов навязано в этом вопросе за прошедшие годы, что только руками разводить приходится. Но если узел нельзя развязать, придется рубить…

Мы в ходе поездки с главой остановились на улице Ленина, где мост. Там, где Гжать выглядит как лужа, проросшая соломой. Владимир Грунин, который лелеет проект набережной, вздыхает: сами виноваты. Понастроили коттеджей и домов вдоль реки, нарушили слои грунтовых вод. По поводу всплывающей вверх брюхом рыбы летом, Грунин предполагает, что в момент цветения воды и отсутствия кислорода рыба могла бы уйти на глубину, а глубины в Гжати нет. И нет смысла искать врагов там, где суть проблемы кроется в нарушении горизонтов грунтовых вод пользователями, возжелавшими устроить свои родовые гнезда на берегах. 

Грунин никого не обвиняет, но и не склонен списывать проблемы Гжати исключительно на предприятия, которым ежегодно приходится отчитываться о том, как и что они делают в акватории. Возможно, экологи отметят и ту роль, которую сыграли частные домовладения. Грунин пока не спешит с выводами. И никого не «прикрывает».

— В ходе беседы не могу не спросить про мосты. По сути дела, проблема с обрушением Панинского путепровода в Вязьме коснулась практически всех, и вас обязала провести исследования…

— Конечно. После трагедии в Вязьме наш губернатор дал поручения обследовать мосты. Например, в Гагарине есть мост на улице Ленина, и у нас готово заключение и рекомендации от экспертов, чтобы сузить движение от края к центру. И мы это сделаем, ведь никакие неудобства при движении не перевесят ответственность за возможные человеческие жертвы. Мы постараемся минимизировать проблемы для автомобилистов, но не пойдем на сделку с совестью: человеческие жизни важнее любого недовольства от непопулярных решений.

Вместе с Владимиром Груниным мы 8 июля побывали на месте реконструкции еще одного моста – на улице Новой. Вызванные специалисты, рассказывающие всё об изысканиях, проверках и сыплющие терминами о «ригелях» (не уверены в правильном названии) и прочих нюансах, нас не смутили. «Объект будет открыт в срок? А вот эти куски бетонных плит и обнажившейся арматуры точно выдержат новую «рубашку» моста и нагрузки?» — спрашивали мы. Терминов от специалистов, которых, чтобы не быть голословным, пригласил глава, прозвучало много. В итоге, продираясь сквозь специфику терминологии, удалось услышать от них, что мост обещает быть надежным. Кстати, во многом потому что когда-то его строили с невероятным запасом прочности.

Передвигаясь по городу, который выглядит неказисто — осколком советской эпохи – спросили у Грунина:

— Что является на ваш взгляд, именно уникальной для Гагаринского района проблемой? Это проблема кадровая?

— В соседней Московской области другие условия работы и другие зарплаты. Можно ли с этим что-то сделать? Не в наших силах запретить людям зарабатывать и устраиваться туда, где платят больше. Мы пойдём другим путём. Именно туризм для Гагаринского района логичен. Если наши уезжают туда работать, то пусть кто-то приезжает сюда. Отдохнуть! А наши люди вернутся, чтобы зарабатывать на том, чтобы обслуживать туристов, поняв, что для них это экономически выгодно.

О кадрах в Гагаринском районе говорить сложно. Для местных жителей можно и нужно предложить привлекательные рабочие места в отрасли туризма. Во-первых, чтобы проект заработал, нужно создать инфраструктуру. Гостиницу построить хорошую, объекты общественного питания нужно вывести на достаточно высокий уровень, досуг обеспечить, помимо посещения экскурсий и музеев. И потом, уже в соответствии с этим всем нужно выстраивать цепочки маршрутов.

Туризм – это что-то конкретное, некий бизнес-план, привлечение инвесторов. Потому что рестораны, которые будут кормить, гостиницы — это частный бизнес, экскурсоводы – частники и мастера, предлагающие сувениры – тоже. Мы как чиновники можем способствовать, но не можем заменить частную инициативу. Мы убеждаем. В настоящее время веду переговоры с теми, кто может построить гостиницу. Земля у нас под это на въезде есть.

— И запрос от туристов на Гагарин уже есть?

— Мы двигаемся в этом направлении. Сейчас по городу у нас определены четыре точки, где будем ставить инфоматы, – центры, в которых можно с использованием своего гаджета определиться с экскурсиями. Нажал, увидел, где находишься, и смотришь, куда можно пойти, что посмотреть.

— Не страшно вам устанавливать инфоматы, когда на выезде из города вандалы разбили остановку?

— Там будут камеры стоять. И местная полиция будет присматривать, чтобы не случилось такого, что пришёл кто-то с молотком… Мы, во-первых, размещать их будем возле зданий, где есть камеры и Wi-Fi. Во-вторых, разместим именно в тех местах, где сосредоточены туристические векторы – например, в парке Солнцева, который стал местом притяжения гагаринцев и гостей.

Одновременно с обсуждением «плюшек» для туристов мы с Владимиром Груниным заехали на улицу Строителей, где в рамках проекта «Комфортная городская среда» посмотрели на степень готовности сразу двух объектов. Дворовой территории возле детского сада и сквера, расположившегося поблизости от торгового центра.

— Владимир Вячеславович, под вашим руководством к концу года, например, люди почувствуют, что что-то изменилось в жизни города и района?

— Даже не к концу года, а раньше мы будем понимать перспективы. Появятся честные ответы на вопросы: когда откроется туристический центр, когда заработают мосты. Беспрецедентные ремонтные работы идут по социальным направлениям: школы, сады, школа искусств. У нас планируется разработка кода города, где будет единая стилистика, и это работа кропотливая и тяжёлая, чтобы город представить таким, какой он был, когда состоялся первый космический полёт. Этот проект будет прорабатываться с профессионалами.

Поездка в Гагарин и разговор с главой оставили впечатление, что Анохин и члены его команды не готовы и не хотят «сдать район» тем силам, которые возомнили себя выше закона. Региональное отделение «Единой России» поддержало новые власти в деле исследования истоков проблем. Вероятно, Владимир Грунин окажется не по зубам местным «элитам». Кстати, о том, что делается в Гагарине и в районе можно узнавать оперативно и непосредственно от самого руководителя. В группе ВК есть аккаунт главы, кроме того, Владимир Грунин ведет Telegram-канал.

Автор: Светлана Парфенова

SmolNarod.ru