...
Юрист разъяснил, обязаны ли операторы делать перерасчет за отключенный интернет

В Смоленской области жители всё чаще платят за услугу, которой нет

В Смоленской области

В Смоленской области, как и во многих регионах России, участились перебои в работе мобильного интернета. Согласно официальной версии, сотовые операторы отключают доступ к сети по требованию властей для обеспечения безопасности граждан.

При этом операторы связи зачастую отказывают абонентам в перерасчете, поскольку не считают перебои с интернетом своей виной. Насколько законна такая позиция – SmolNarod рассказал адвокат Акоп Абгарян.

 — Обязаны ли операторы сотовой связи делать перерасчет своим абонентам за отключенный интернет?

— Обязаны. Отказ операторов от произведения перерасчетов не правомерен. На территории Смоленской области не введено режимов контртеррористической операции (КТО) или военного положения. Это означает, что провайдеры должны оказывать услуги качественно. Если они это делают некачественно или их принуждает кто-то выключать интернет в целях безопасности, то люди от этого не должны страдать. На стороне абонентов стоит Федеральный закон «О защите прав потребителей», который позволяет в судебном порядке взыскать моральный вред и стоимость услуг связи на тот период, в который они были недоступны.

— Введение режима КТО влияет на обязанность сотовых операторов обеспечивать абонентов мобильным интернетом?

— В Брянской области введен режим КТО. Гипотетически провайдер в суде может сослаться на этот режим, заявить, что его обязали ограничить интернет в отдельных районах, чтобы избежать террористических атак. Но, повторюсь, в Смоленской области такой режим не введен.

— Как потребителю доказать, что интернет был отключен?

— Закон говорит о том, что бремя доказывания ложится на ответчика. Истец может просто заявить, что интернет был выключен, например, представить скриншот, что он не мог открыть сайт. А уже провайдер в суде должен доказывать, что интернет был. Поэтому закон здесь на стороне абонента.

— Есть ли уже подобные споры в России между провайдерами и абонентами?

— Претензионная работа уже идет в разных регионах, потому что абоненты платят приличные деньги за сотовую связь – от 500 до 1500 рублей в месяц и более. Мобильные операторы, рекламируя свои услуги и обосновывая регулярное повышение тарифов, делают упор именно на объеме и качестве мобильного интернета, который становится все быстрее и технологичнее. Если учесть, что в некоторых областях РФ мобильный интернет стабильно не работает уже неделями, и Смоленск — один из антилидеров в этом вопросе, абоненты несут очень существенные убытки. Так что уже создается судебная практика в этом вопросе.

— Как на практике должны осуществляться цивилизованные перерасчеты за утраченный мобильный интернет?

— Провайдеры должны сами направлять абонентам уведомления о том, что они ограничили интернет на такой-то период, и это будет компенсировано таким-то образом. Пока же операторы играют с абонентами в кошки-мышки, делая вид, что они не имеют к этой ситуации никакого отношения. Считаю, что это является нарушением закона.

— Перерасчет должен идти так же, как это делают, к примеру, ресурсоснабжающие организации за неоказанную услугу?

— Именно так. Более того, многие интернет-провайдеры, которые передают сигнал по проводу, если происходит сбой, сами звонят абоненту и предлагают перерасчет или снижает абонентскую плату на следующий месяц. Аналогичная практика должна быть введена и в случае с операторами сотовой связи.

SmolNarod.ru