В 2025 году отмечается 35-летие антимонопольного регулирования в России. С развитием технологий расширяются и направления работы Федеральной антимонопольной службы. О том, как ведется борьба с явлением, которое досаждает большому числу смолян, навязчивой рекламой через звонки и СМС, рассказал руководитель регионального управления ФАС России Владимир Фомин.
— Как в ведомстве организована борьба с навязчивой рекламой?
— Начнем с законодательства о рекламе. Первый Федеральный закон о рекламе № 108-ФЗ был принят в 1995 году, когда такого явления, как распространение рекламы посредством телефонных звонков и тем более смс-сообщений, не было. Соответственно, и в законе не было нормы, которая устанавливала бы запрет или ограничения на такой способ распространения рекламы. В 2006 году был принят ныне действующий закон № 38-ФЗ, в который была включена статья 18, посвященная распространению рекламы по сетям электросвязи. Главное условие распространения такой рекламы — наличие у рекламораспространителя предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Преимущественно мы с коллегами рассматриваем дела, связанные с рекламными СМС и звонками. В таких случаях мы, как правило, можем достоверно установить лицо, которое неправомерно распространяет рекламу. Бывают, конечно, исключения, когда рассылка технически ведется из-за границы через подменные номера, и мы не можем получить информацию об отправителе, но это крайне редкие случаи.
— Но ведь помимо распространителя, есть выгодополучатель…
— За распространение ненадлежащей рекламы по сетям электросвязи ответственность несет рекламораспространитель. Выгодополучатель, то есть рекламодатель, в свою очередь, не является лицом, ответственным за незаконное распространение. Кроме того, достаточно сложно установить, какими взаимоотношениями связаны стороны.
Рассмотрим пример. Сейчас работает большое количество банков, каждый из которых рекламирует свои финансовые услуги, но сами банки нечасто самостоятельно распространяют рекламу. При этом к распространению такой рекламы установлены дополнительные требования: реклама должна содержать полную информацию о финансовых услугах, о лице, являющемся рекламодателем, и так далее. На рекламных конструкциях эта информация чаще всего имеется, но предполагается, что аналогичные сведения должны доводиться до потенциальных клиентов и в СМС-сообщениях, и при звонках, но этого, как правило, не происходит. Но в таких случаях об ответственности рекламодателя можно говорить только теоретически, в отличие от ситуации с наружной рекламой, подтвердить наличие договорных отношений между рекламодателем и рекламораспространителем по сетям электросвязи гораздо сложнее.
— А как обстоят дела с контролем за распространением рекламы через электронную почту?
— С распространением рекламы посредством электронной почты ситуация гораздо сложнее. Если с телефоном можно выяснить, на кого оформлен номер, то с электронными адресами всё иначе.
Достоверно установить принадлежность того или иного адреса лицу, которое получает рекламные материалы, непросто, потому что при регистрации никто не требует предоставить паспортные данные. Когда к нам обращаются люди, получающие рассылки на электронную почту, нарушители отвечают: «Докажите, что заявитель – это лицо, которому выделен конкретный адрес электронной почты». То есть, имеются трудности с подтверждением принадлежности адреса конкретному человеку.
Другая сторона этой же проблемы – это установление лица, которое является рекламораспространителем. Можно предполагать, что это лицо, в чьих интересах распространяется реклама, и, как правило, так чаще всего и бывает. Нередко даже в теле адреса электронной почты упоминается название организации, и тогда установить распространителя гораздо легче, но так бывает не всегда.
Еще одна проблема с неправомерной рекламной информацией, распространяемой через электронную почту, состоит в следующем. Реклама считается несогласованной, пока рекламораспространитель не докажет обратное. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на то, что рекламораспространитель обязан получить согласие адресата и надлежаще идентифицировать лицо, которое дало согласие. Не доказал, что есть согласие, – виновен. При этом в Постановлении Пленума также прямо указано на то, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Казалось бы, достаточно однозначный вывод. Но на практике не все так очевидно.
Зачастую рекламораспространители предоставляют согласия от лиц, не являющихся абонентами, и суд нередко становится на сторону рекламораспространителей, мотивируя тем, что они добросовестно заблуждались, а проверять достоверность принадлежности адреса электронной почты не обязаны. Как правило, лица, в отношении которых возбуждается дело, отслеживают практику рассмотрения дел, берут её на заметку, поэтому у нас теперь практически во всех случаях появляется такое «согласие». Разумеется, в таких ситуациях возникает подозрение, что эти согласия могли появиться постфактум.
Бывают, впрочем, и другие ситуации. У нас есть постоянный заявитель, у которого адрес почты состоит из распространенной фамилии и одного из самых популярных окончаний — @mail.ru. Есть безусловные основания считать, что в «теле» многих адресов электронной почты содержится указание на такую фамилию, но с добавлением других символов. Ему часто приходят письма, которые приходить не должны, при этом зачастую отправитель просто не дописывает недостающие символы после фамилии реального адресата, например, своего контрагента, то есть происходят элементарные ошибки.
Если суммировать, не исключено, что некоторые рекламораспространители нечестно используют согласия от людей со схожими данными, равно как и некоторые заявители просто пытаются извлечь прибыль и из ситуаций с неправомерной рекламой, и из подобных ошибок.
— Как много жалоб на неправомерную рекламу поступает в управление?
— За 2023 год было зарегистрировано порядка 40 дел, связанных с неправомерной рекламой. Около 30 из них связаны с незаконным распространением посредством электросвязи: на телефон или на электронную почту. Еще 10 – другие нарушения.
За 2024 год уже больше: нами возбуждено порядка 70 дел, из них по статье о незаконной рекламе посредством электросвязи – порядка 50 дел. За истекший период 2025 года – уже более 30 дел.
— А какой процент этих обращений приводит к наказаниям для спамеров?
— Дела об административных правонарушениях возбуждаются во всех случаях, когда мы по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе приходим к выводу, что такое нарушение имеет место.
Но здесь важно, чтобы и само заявление было оформлено надлежаще. Чаще всего нам поступают правильно оформленные заявления, остаются без рассмотрения менее четверти. К примеру, в случае, если жалоба на то, что в ходе телефонного разговора незаконно была озвучена реклама, но к заявлению не приложена запись беседы.
— Какие наказания чаще всего получают нарушители закона о рекламе?
— Когда я начинал работать, за нарушение закона о рекламе было предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Со временем размеры штрафов увеличивались, и сейчас для юридических лиц они выросли до 100-500 тысяч – это только по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. При этом отдельно вынесено нарушение требований о рекламе, распространяемой по сети электросвязи (часть 4.1 той же статьи). Для юридических лиц – от 300 тысяч до 1 миллиона рублей, на должностных лиц и ИП – от 20 до 100 тысяч (было от 4 до 20 тысяч), на граждан от 10 до 20 тысяч (было от 2 до 2,5 тысяч).
При этом с 2022 года практикуется освобождение от административной ответственности за впервые совершенное правонарушение, за исключением небольшого количества случаев (к примеру, нарушение антимонопольного законодательства). В таких случаях штраф заменяется предупреждением. У нас достаточно большое количество случаев, когда лицо привлекается впервые или мы не можем установить, привлекалось ли оно ранее. По своей базе – базе ФАС – мы можем проверить и проверяем, если же к административной ответственности привлекал другой административный орган, то доступа к такой информации мы не имеем.
Если до штрафов все же доходит, для начала назначаем минимальные суммы, к тому же нарушители могут оперативно, в течение 20-ти дней, оплатить лишь часть — 50%, от назначенной суммы. Большие штрафы накладываем, если нарушение закона происходит не в первый раз, и часто это касается банков. При этом в настоящее время даже минимальный размер штрафа составляет 300 тысяч рублей.
Учитывая такие большие размеры административного штрафа по отношению к юридическим лицам они, безусловно, стараются минимизировать свои потери, передавая номера индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, которые выступают в роли распространителей рекламы. Так, зачастую мы сталкиваемся с тем, что телефонный номер, с которого поступил звонок или смс-сообщение, выделен какой-либо организации. Данная организация утверждает, что она не при чем, она передала номер «физику» по гражданскому договору, а тот самостоятельно и по своему усмотрению осуществлял звонки. Мы признали виновными лицами обоих, и суд с нами согласился.
— Какие компании чаще всего попадаются на навязчивой рекламе?
— Информация о таких нарушителях достаточно широко освещается как нашим Центральным аппаратом, так и территориальными управлениями ФАС России. Это Альфа-Банк, ВТБ, Совкомбанк, Русский стандарт, Т-Банк, то есть в основном банки, причем чаще всего нарушения происходят в форме СМС-сообщений или звонков. Часто бывает незаконная реклама медицинских услуг: то ортопедических, то стоматологических, но в основном все же это финансовые услуги.
— Не могли бы вы рассказать, как смолянам следует поступать при получении спам-звонков или рассылок?
— Сперва подчеркну: не всякие звонки или СМС-сообщения являются незаконной рекламой. По поводу мошенничества нужно обращаться не к нам, а в полицию, с жалобами на действия коллекторов – в УФССП.
Чтобы доказать, что звонок рекламный, нужно записать его содержание. С СМС-сообщениями все проще – достаточно скриншотов. Если же подтверждений рекламного содержания нет, мы вынуждены отказать заявителю. Лицо, от которого исходил вызов или пришло СМС, мы устанавливаем самостоятельно, но запись такого разговора мы сами никак не получим.
Если сообщение действительно рекламное, а согласия на получение такой информации вы не давали, подать заявление можно онлайн – через наш сайт. Важно указать необходимые личные данные, сведения о том, когда поступила реклама и непосредственно рекламное сообщение – скриншот или запись разговора.