...
Виктор Дворецкий: от самодельных лыж из бочки — к тренерскому пьедесталу

В канун 95-летия Смоленского государственного университета спорта Виктор Андреевич Дворецкий рассказал о своем жизненном пути

Общество

Ветеран смоленского биатлона рассказывает увлекательную историю о начале карьеры, суровых тренировках, курьезных случаях и становлении легендарной школы биатлона в Смоленской области.

Его имя хорошо знакомо знатокам отечественного биатлона. Мастер спорта СССР международного класса, чемпион Советского Союза, а впоследствии — тренер, воспитавший не одно поколение спортсменов. Его жизнь неразрывно связана со Смоленщиной, где прошли его яркая спортивная юность и долгая тренерская карьера. Его воспоминания — это живая, иногда курьезная, а порой и суровая история советского спорта 60-80-х годов. Эта история — о времени, когда энтузиазм и упорство заменяли высокие технологии и дорогую спортивную экипировку.

Детство в Шумячах: спорт из книг, самодельные лыжи и школьный трактор

Свой путь в спорте Дворецкий начинал в послевоенные годы в поселке Шумячи. Спорт тогда был не просто увлечением, а частью быта, досуга и школьной программы советских школьников.

«Родился я в Белоруссии, моя мама родом из Белоруссии, отец — коренной смолянин. А я, сколько помню, всю жизнь прожил в Шумячах, закончил Шумячевскую среднюю школу, сейчас это школа носит имя Василия Федоровича Алешина, замечательного педагога, он вел у нас обществоведение», — начинает свой рассказ Виктор Андреевич.

В школе, наряду с изучением общеобразовательных предметов, ученики получали практические навыки, которые должны были пригодиться в жизни. Так, герой нашего материала к выпуску из школы имел удостоверение тракториста-машиниста широкого профиля. Два раза в неделю по 8 часов школьники изучали азы сельхозтехники и осваивали тонкости ее обслуживания.

Но тяга к спорту оказалась сильнее, тем более, что спорт был самой доступной формой досуга для советских детей. Телевизоры тогда были не у всех, поэтому Виктор ходил смотреть футбол к одноклассникам, у кого он уже был: болели за «Торпедо». Главным источником знаний о спорте стали книги из местной библиотеки.

«Мой путь в школу проходил мимо библиотеки, поэтому я частенько в нее заходил. Обычно брал читать несколько книг — одну фантастику, какой-то рассказ. Но третья книга обязательно была о спорте… Пускали меня в библиотечный отдел физкультуры и спорта. Я тогда «болел» гимнастикой. В читальном зале были книги про гимнастов —  про Виктора Чукарина, олимпийского чемпиона, который прошел войну, был в плену, ранен, восстановился. Олимпийские чемпионы по гимнастике Альберт Азарян и Грант Шагинян…».

Спортивный инвентарь в те времена приходилось «доставать», а за его отсутствием – изготавливать самостоятельно. До шестого класса Виктор катался на соседских лыжах. Сосед сам сделал их из досок от старой дубовой бочки. При всей примитивности их конструкции лыжи хорошо скользили и позволили юному спортсмену овладеть лыжным ходом.

Свои первые настоящие, фабричные лыжи стоимостью 16 советских рублей ему подарила мама. Это событие стало настоящим праздником.

«Я болел корью, а до этого очень просил маму купить лыжи. Помню, мама пришла с работы, а работала она тогда медсестрой, и принесла мне новенькие лыжи. Это было так неожиданно… Я с температурой лежу дома, а мама убежала на работу. Но не удержался, натянул шнурки в дырочки под колодкой, выскочил на улицу и побежал на лыжах, с температурой!».

Эта первая собственная пара лыж открыла дорогу Виктору Дворецкому в мир большого спорта. Зимой — лыжи и хоккей на коньках, прикрученных к валенкам (знаменитые «Снегурочки» с загнутыми носками, на таких катался первый чемпион мира Павел Коломенский»). Летом — бесконечные игры в баскетбол на школьном дворе. Если на улице дождь, мальчишки отжимались на полу между партами.

Потом был бокс. На первое занятие по объявлению о наборе в секцию при местном ДК пришло шестьдесят человек. Перчаток – всего одна пара на всех. На второе занятие пришли всего десять человек, в их числе – Виктор Дворецкий.

«Были побиты, руки болели… Сами себе шили перчатки: брали рукавицы, потом, как нас учили на трудах, занимались шитьем крестиком. Пришивали к перчаткам мешочки, набивали их ватой. Дома был мешок с песком и опилками. Тренировались во дворе, бились до первой крови».

Потом была секция гимнастики. Виктор освоил сальто через коня, шпагат, упражнения на брусьях. Так и ходили из одной секции в другую – бокс, штанга, гимнастика. Причем в то время на весь район не было ни одного профессионального тренера ни по одному виду спорта.

В канун 95-летия Смоленского государственного университета спорта Виктор Андреевич Дворецкий рассказал о своем жизненном пути

Институт физкультуры: от гимнастики к лыжам и судьбоносная встреча с биатлоном

После школы Дворецкий поступил в Смоленский государственный институт физической культуры. Изначально он мечтал о гимнастике, но реальность внесла коррективы.

«Приехал в Смоленск. Перед поступлением решил осмотреться. Прихожу в гимнастический зал глянуть, что гимнасты творят. Там мастера спорта, перворазрядники… И понял — со своим третьим разрядом в гимнастике делать мне в ней нечего. Уровень поступающих был невероятно высоким. Кандидаты в мастера, перворазрядники. Приезжали поступать в Смоленск со всего Союза. По лыжам у меня был первый разряд, поэтому я пошел на кафедру лыжного спорта. Прошел испытания. Подтягивался 24 раза, отжимался 80 раз (мог и больше, преподаватель остановил). Литературу написал на 4. Химию сдавал легендарной Белле Лазаревне Тригубовой, которая никому спуску не давала – из всего потока две пятерке, из них одна – моя».

Переориентировавшись на лыжи, Виктор быстро показал хорошие результаты, выиграв первенство области среди юниоров. Но судьбоносной стала просьба преподавателя Олега Михайловича Вахрушкина помочь на судействе международных соревнований по биатлону, которые проводились в Смоленске в Реадовке. Именно там он впервые увидел биатлон живьем и познакомился с теми, кого считают основателями смоленской школы этого вида спорта: Виктором Грудинкиным, Николаем Максимовым, Александром Усовичем и Владимиром Белянцев.

Вскоре Вахрушкин набрал первую группу биатлонистов. Условия были более чем аскетичными.

«Оружия не хватало, патроны тоже дефицит, поэтому особо разогнаться невозможно было», — вспоминает Дворецкий.

Тренировки напоминали армейские будни. Винтовки были боевыми, калибра 7,62, а патроны — еще 41-го года выпуска. После каждой тренировки оружие нужно было полностью разбирать, чистить и смазывать. «Входишь весь в масле», — вспоминает спортсмен. Стрельбой занимались в районе деревни Александровка, где было стрельбище конвойного полка.

«Стреляли на 150 метров. Щиты были громадные, сбитые из досок… За промах давали две минуты штрафа».

В канун 95-летия Смоленского государственного университета спорта Виктор Андреевич Дворецкий рассказал о своем жизненном пути

Испытание стрельбой: от фиаско к званию мастера спорта

Главной и неожиданной проблемой для лыжника Виктора Дворецкого стала стрельба.

«Неделю хожу, не попадаю. Ребята пристреляли, с 5 выстрелов побежали по кругу, а я никак не могу попасть», — вспоминает Виктор Андреевич. Проблема оказалась банальна — в момент выстрела Виктор закрывал глаза. Классе в пятом-шестом Виктор Дворецкий впервые попробовал в деле охотничье ружье. Удар, который он получил в плечо, на долгие годы посеял в нем страх перед выстрелом, который пришлось преодолевать.

Но настоящий прорыв случился после совета опытного стрелка Эдуарда Мерсена. Тот спросил: «А сколько ты «холостым» тренажом занимаешься?». Речь шла об изнурительном упражнении, когда спортсмен часами отрабатывает стойку (изготовку) и прицеливание без единого выстрела.

«Оказалось, нужно стоять по 3-4 часа в день. Я начал практиковать: до завтрака 15 минут, перед тренировкой, после, вечером… И через 10 дней на сборе в Кировске впервые попал 10 из 10! Можно и слона научить танцевать при правильной методике и обучении».

Упорные тренировки быстро дали результат. Уже на втором курсе, в 1966 году, на областных отборочных соревнованиях Дворецкий, несмотря на 22 минуты штрафа (тогда штрафы в биатлоне были строже), попал в сборную команду Смоленской области для участия в зональных соревнованиях северо-запада РСФСР в Петрозаводске. Благодаря хорошему ходу он выиграл среди юниоров и выполнил норматив мастера спорта СССР.

В канун 95-летия Смоленского государственного университета спорта Виктор Андреевич Дворецкий рассказал о своем жизненном пути

Перед поездкой на зональные соревнования по биатлону случился казус. Шло первенство института по лыжным гонкам. Вечером после напряженного спортивного дня Виктор Дворецкий зашел в магазин и купил бутылку молока и батон.

«И как расстроился желудок… День, два, три… Видимо, испорченное молоко попалось. Пошел в нашу санчасть и проговорился, что с желудком у меня не нормально. Они – подозрение на дизентерию, срочно в госпиталь. Я – у меня через десять дней соревнование, Петрозаводск, в основной команде, больше нет запаса. Мне – нет, иначе из института вы уйдете, что ж вы будете заражать других… Положили в госпиталь на Покровке. И там каждый день – отжимание, пресс по два часа, по ступенькам на запасном выходе прыгал, готовился. Потом анализы взяли – все нормально, и меня выписали за три дня до соревнований, успел только одну тренировку провести», — вспоминает Виктор Андреевич.

Несмотря на отсутствие опыта участия в таких соревнованиях, ему удалось выполнить норматив мастера спорта. Команда Смоленской области заняла высокие места, а в эстафете и вовсе одержала победу. По результатам этих соревнований Виктор был вызван в Мурманск на всесоюзные соревнования с участием сильнейших биатлонистов СССР. По результатам этих соревнований был включен в молодежную сборную СССР. 

В канун 95-летия Смоленского государственного университета спорта Виктор Андреевич Дворецкий рассказал о своем жизненном пути

Курьезы и суровые будни: от эстонских хуторов до велопробега в Харьков

Соревнования тех лет сопровождались историями, которые сегодня кажутся невероятными. На том же петрозаводском старте Дворецкий едва не был дисквалифицирован во время эстафеты.

«Судья, женщина в платке, мне кричит: «Вы не туда целитесь!». Я в горячке не соображаю. Оказалось, номер мишени был написан прямо на щите, а я привык, что он над щитом. Чуть не стрельнул по чужой мишени».

После первенства СССР среди юниоров в Кавголово Ленинградской области, где команда ЦС «Буревестник» заняла первое место в эстафете, Виктор отправился на отборочные соревнования чемпионата мира среди юниоров СССР в Эстонию, в Кярику на базу Тартуского государственного университета. Поездка запомнилась Виктору Андреевичу драматичным эпизодом. Группа спортсменов, оставшись без тренера, отправилась на вечернюю прогулку и заблудилась.

«Ночь, луна, мороз 20 градусов… По целине, на лыжах… Мы бежим, чувствуем, заблудились. На часах полночь. И мы не знаем, в какую сторону бежать. До Тарту – километров 50. Смотрим – вдалеке огоньки, хутор…. За все годы не встречал случаев национализма – латыши, литовцы, казаки, украинцы – никогда не было, чтобы кто-то кого-то зацепил, обидел…. Так вот, подъезжаем, стучим в дверь. Выходит мужчина. Мы ему говорим – Кярику. Он – Кярику туда (показывает в одну сторону), Кярику сюда (показывает в другую). Отвернулся и пошел. Поехали в ту сторону, которую он первой показал. Доехали до следующего хутора. Ночь, собаки лают, луна светит. Выходит хозяин, говорит – Кярику туда. Мы поняли, что тут что-то не то. Решили ехать куда ехали. Снова хуторок. Выходит женщина. Мы ей – тётенька, куда ехать, уже два часа ночи, сил нет… Она ответила и сказала: вы больше ни у кого не спрашивайте, иначе будете всю ночь ездить. В итоге под утро прибыли на спортивную базу, где располагалась команда».

Приключения продолжились на дистанции: у Виктора Андреевича случилась поломка — начал отваливаться носок лыжи. До стрельбища еще ехать далеко, там бы лыжи кто-то дал. Как же спуститься с холма?

«Решил приподнять лыжу, а меня как дернуло! Я ласточкой — и в снег. Снег глубокий, не могу вырвать руки из снега. В итоге рукавицы остались в снегу. На стрельбище мне дают старые лыжи, длинные, побитые, ботинки 44 размера. Одел – как будто гиря на ногах. Чувствую – руки замерзли. Ветер, сырость. На руках вздуваются пузыри… На лыжне намушником зацепился за ветку, еле отцепился… Несмотря температуру около -3°, обморожения рук были серьезными из-за высокой влажности пронизывающего ветра», — вспоминает Виктор Дворецкий.

В канун 95-летия Смоленского государственного университета спорта Виктор Андреевич Дворецкий рассказал о своем жизненном пути

 А дальше – еще одно приключение. Виктору Дворецкому и его приятелю по команде пришлось пить вино, чтобы не оказаться ночью посреди зимнего леса.

«По окончании соревнований нужно было добраться на вокзал, билеты на поезд из Тарту были уже куплены. Смотрим, приезжает туристический автобус. Мы попросились нас подбросить. Сели. Едем, уже темно, лес дремучий, и тут эстонские туристы достают ящик вина из черной смородины. Бутылки передают друг другу, песни поют. Доходит очередь до нас. Я не выпивал, но для виду приставил бутылку к губам. Владимир Боев, мой однокурсник, говорит — категорически нет, я не пьющий. Смотрим, эстонец начинает злиться. Тут автобус весь как поднялся, кричат: «Как, вы наше вино не пьете? Это же не ваше русское г…, это из черной смородины». Я: «Володя, сделай глоток, а то нас из автобуса выкинут». Они уже остановились, дверь открыли. Там ночь, темно, мороз… Думаем, сейчас замерзнем. Он как испугался, взял бутылку и до конца выпил! И все, после этого нам больше не предлагали. Зато потом уважили – довезли до вокзала и показали, где поезд стоит. Вот такие были случаи», — вспоминает Виктор Дворецкий.

Запомнился нашему собеседнику и велопробег из Смоленска в Харьков, который стал для него не только возможностью добраться до учебно-тренировочных сборов, но частью физической подготовки.

«850 километров по счетчику за три дня и столько же обратно. Итого – 1700 километров. Первый день доехал до Брянска. В гостинице не оказалось места… Выпил залпом трехлитровую банку березового сока. Поехал дальше, в лесу расположился, костер разжег, переспал. Утром снова поехал. Обратно вез цинк патронов — 16 килограммов».

Армия и тренерская работа: становление смоленской школы

После института Дворецкий был призван в армию, где продолжил выступать за спортивное общество Вооруженных Сил. Служба в спортивной роте совмещалась с интенсивными тренировками.

«Тренироваться то надо и в армии. Я начал вставать в 5 утра, через забор переваливаю и бегу через Реадовку в сторону Вишенок, бегаю по утрам, чтобы офицеры не видели. Однажды утром бегу, дождь хлещет, грязь… Слышу, сзади едет машина, мне сигналит… Я бегу, думаю, дороги им мало, что ли… Я ускорился, прибегаю, переодеваюсь в сухую одежду. Сижу, жду, когда дежурный крикнет «подъем». Заходит командир роты, дежурный – «рота, подъем!». Командир – Дворецкий, можешь на построение не приходить. В общем, они увидели мое рвение и до присяги мне разрешили выходить на тренировки».

Тренировался Виктор в компании настоящих легенд: олимпийского чемпиона по биатлону Владимира Меланьина, призера Олимпиад Николая Пузанова. Начальником команды был подполковник Игорь Булочков — прототип героя фильма «Небесный тихоход», летал штурманом дальней авиации, в 1939 году был чемпионом СССР по лыжным гонкам, прошедший войну.

После службы в армии Виктор Андреевич совмещал активные занятия спортом и участия в соревнованиях с тренерской работой в областном совете «Спартака».

Начались годы перестройки, почти полностью прекратилось финансирование спортивных объектов, перестала существовать спортивная база в Колодне, многие тренеры уволились или поменяли место работы. Кто-то перешел в бизнес, кто-то в силовые структуры, а кто-то и в криминал. В 1992 году Виктор Дворецкий уволился из ДСО профсоюзов и перешел на работу в СГИФК на должность старшего тренера-преподавателя лыжного спорта. Совмещал работу преподавателя с работой тренера в детской спортивной школе.

В канун 95-летия Смоленского государственного университета спорта Виктор Андреевич Дворецкий рассказал о своем жизненном пути
С коллегами на кафедре лыжного спорта СГИФК

«Кто-то шел торговать в ларьки, заниматься бизнесом, а я – преподавать в институт. Для меня как-то дико было идти на рынок. Я спортсмен, и этому делу посвятил всю свою жизнь. Но жить тогда было очень тяжело, в институте месяцами не выплачивали зарплаты. Поэтому распорядок дня был такой: днем – преподавание в институте, после института – тренировочные занятия, а после тренировок – едем на железную дорогу разгружать вагоны. В те годы грузчикам хорошо платили, но работа была тяжелая, изматывающая, давали о себе знать старые спортивные травмы», — рассказывает Виктор Андреевич.

В 2013 году Виктор Дворецкий уволился их академии спорта и продолжил работу в детской спортивной школе №4 тренером по лыжным гонкам и биатлону. За последние 15 лет работы подготовлено более 50 спортсменов-перворазрядников, которые становились призерами и победителями всероссийских соревнований. Денис Родиков и его сестра Родикова Александра — победители всероссийский соревнований, Даниил Кулешов и Дмитрий Лобанев — победители первенства России среди юношей.

В канун 95-летия Смоленского государственного университета спорта Виктор Андреевич Дворецкий рассказал о своем жизненном пути
Тренерская работа в детско-юношеской спортивной школе

Последние годы успешно выступает ученик Дворецкого Дмитрий Евменов, который неоднократно становился призером и победителем первенства России по биатлону на различные дистанции. В 2022 году он стал мастером спорта и вошел в юниорскую сборную России по биатлону, а с 2025 года включен в мужскую сборную России. В сентябре 2025 года он стал победителем международных соревнований на Кубке Содружеств в одиночной эстафете по летнему биатлону.

В 2023 году Виктор Дворецкий уволился из ДЮСШ в связи с уходом на пенсию в возрасте 77 лет. Беспрерывный стаж работы тренером – 55 лет. Несмотря на преклонный возраст, Виктор Андреевич – частый гость соревнований по биатлону и лыжным гонкам, где он активно делится своим опытом с молодым поколением спортсменов и тренеров.

SmolNarod.ru