Начальник профильного отдела регионального УМВД поделился основными способами распознать обман
Для многих жителей Смоленской области и России в целом звонки от мошенников стали привычным явлением. Кажется, уже нет людей, которые не имеют представления об основных схемах обмана. Тем не менее новые случаи дистанционных хищений фиксируются в регионе ежедневно. Почему осведомленные о мошенничестве смоляне становятся жертвами аферистов, какие сценарии считаются самыми распространенными, а какие только начинают практиковаться, в интервью изданию SmolNarod рассказал Александр Егоров, начальник отдела управления уголовного розыска по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, УМВД России по Смоленской области.
– Мошенничество — самый распространенный вид преступлений?
– На сегодняшний день это одно из самых актуальных направлений преступной деятельности. Из всех преступлений, зарегистрированных в 2024 году, на мошенничества и кражи с банковских счетов граждан приходится около 30%.
Год от года соотношение мошенничеств и краж меняется. В 2023-м было зафиксировано снижение количества краж и повышение числа мошенничеств, в 2024-м – наоборот. Квалификация преступления зависит от того, как действуют злоумышленники. Если раньше они получали доступ к приложениям и сами переводили деньги, что является кражей, то теперь чаще заставляют жертв самостоятельно отправлять средства, например, на вымышленный «безопасный счет», – это уже квалифицируется как мошенничество.
– Какие виды мошенничества самые популярные?
– Один из самых распространенных сценариев обмана – «Финансовая безопасность», на него по итогам прошлого года приходится 31,1% от общего числа мошенничеств и краж, совершенных дистанционным способом. В рамках этой схемы злоумышленники звонят, представляются службой безопасности банка и рассказывают, что со счета жертвы кто-то пытается списать денежные средства. Для предотвращения убытков напуганным людям предлагают перевести деньги на «безопасный счет», а фактически – самим преступникам.
Иногда эти «звонари» представляются сотрудниками правоохранительных органов, но в процессе всё сводится к тому же «безопасному счету». Уже, наверно, нет людей, которые не слышали о подобных схемах обмана, но все равно некоторые попадаются. Самое главное помнить: никаких «безопасных счетов» не существует, ни работники банков, ни сотрудники силовых органов с такими заявлениями и предложениями никогда и никому не звонят.
Другой распространенный сценарий – «Купля-продажа в интернете», обманы по схемам с сайтами бесплатных объявлений составляют 18,6% от общего числа дистанционных хищений. В таких случаях коммуникация с мошенником до последнего может выглядеть безобидно. Иногда человек просто расплачивается с продавцом, но товар так и не получает. Или потенциальный покупатель запрашивает данные карты для перевода денег, но интересуется дополнительными сведениями, связанными с банковским счетом продавца, и тот выдает все явки-пароли.
В случае с куплей-продажей в сети всегда важно проявлять бдительность, особенно если товар слишком дешевый, или если одна из сторон сделки торопит другую, или если покупатель или продавец отказывается созваниваться для уточнения деталей, в целом идти на контакт.
Предложения дополнительного заработка на всевозможных интернет-платформах, в том числе игра на бирже, – это еще 11,1% от всех дистанционных хищений. Здесь важно понимать, что никто не захочет сделать вас богаче просто так. Люди хотят верить в сказку, в возможность быстро разбогатеть, поэтому даже не пытаются вникнуть в суть таких предложений. Хотя стоит попытаться разузнать детали, всплывет много изобличающей информации. Банально можно почитать отзывы на платформу, при помощи которой предлагается разбогатеть, но, конечно, придется прорываться через массу искусственных комментариев. Из моей практики: все предложения дополнительно заработать – это миф, мошенничество.
– Какие еще схемы дистанционных хищений являются распространенными в Смоленской области?
– Популярен сценарий с просьбами дать в долг через взломанные соцсети. Этот вид мошенничества за последние годы сильно видоизменился. Если раньше взламывались страницы пользователей «ВКонтакте», то теперь взламываются и аккаунты в Telegram. Пока владелец аккаунта поймет, что его взломали, мошенники уже разошлют просьбы прислать деньги. Многие не поведутся, но один-два человека переведут.
Кроме того, создаются фейковые аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Злоумышленники стали притворяться, например, сотрудниками образовательных организаций. В таких случаях учащимся или их родителям рассылаются объявления о сборе средств, например, на ремонт какого-то учебного помещения, а отправлять день просят на карточку по прикрепленному номеру. Но это только один из примеров, вариаций подобных схем много.
По-прежнему активно используются фишинговые сайты, но это скорее сезонная история. Например, часто создаются подменные сайты туристических компаний или порталы бронирования билетов. Чтобы понять, реально ли предложение, нужно попытаться выйти на личный контакт с менеджером. Переписки недостаточно, нужно хотя бы созваниваться. Если человек начинает увиливать от общения, это повод задуматься. Главное, что нужно помнить при покупке чего-либо в сети: дешевые путевки, билеты – это не повод быстрее произвести оплату, это скорее повод задуматься, а реально ли такая выгода может быть.
Сейчас злоумышленники всё чаще звонят и представляются сотрудниками Госуслуг. В таких случаях их основная цель – получить доступ к аккаунту жертвы на портале. Еще в последнее время фиксируются случаи, когда звонят «представители МФЦ». Недавно был такой инцидент: мошенник от лица сотрудника центра заявил человеку, что необходимо поменять физические данные, и настолько заболтал его, что он предоставил доступ к аккаунту на Госуслугах и рассказал пароли от других приложений. Похожий случай был и с участием вымышленного сотрудника ЖЭУ.
– Старые сценарии, например, с родственником, который якобы попал в ДТП, постепенно забываются?
– И да, и нет. Сценарий «Родственник в беде» – это одна из первых схем подобных преступлений. На какое-то время она пропадала, потому что люди перестали вестись, а теперь снова начала практиковаться активнее. В 2024 году в Смоленской области зафиксировано 76 таких преступлений (около 3% зарегистрированных случаев мошенничества), но 30 из 76 инцидентов – это попытки совершения.
– В декабре 2024 года SmolNarod писал об инциденте, который произошел с владельцем iPhone. Чтобы скачать приложение, смолянин зашел в чужой AppleID, данные которого нашел в сети. Вскоре смартфон был дистанционно заблокирован, и у молодого человека стали требовать «выкуп» за восстановление работоспособности гаджета. Фиксировались другие подобные инциденты на территории региона, и какие новые виды мошенничества замечены в Смоленской области?
– Ситуация с владельцем iPhone – это не единичный случай. Такое было и в прошлом году, и уже в нынешнем. Вообще подобным атакам больше подвержены смартфоны на Android, злоумышленники получают к ним доступ через вредоносные приложения. А в случае с iPhone человек фактически сам блокирует свой смартфон, но на деле его можно вернуть к жизни. Нужно просто обратиться к профильным специалистам, но придется доказать, что телефон принадлежит именно жертве.
Еще одно преступное направление, которое сейчас набирает популярность, – получение доступа к банковским счетам через детей, которые увлекаются играми на телефонах или компьютерах. Злоумышленники выходят на связь с несовершеннолетними и предлагают расширить возможности в игре. Для этого детям говорят выполнить ряд операций, которые приводят к тому, что мошенники получают доступ к банковским приложениям родителей и выкачивают через них все деньги.
Еще были немногочисленные случаи обмана смолян через фальшивые налоговые уведомления.
В целом все виды мошенничества перечислить невозможно, они постоянно видоизменяются. Преступники подстраиваются под конкретную ситуацию, импровизируют и таким образом плодят новые схемы обмана.
– При совершении дистанционных хищений в отношении жителей нашего региона используется искусственный интеллект? Например, для подмены голоса…
– Используются все возможные методы, все имеющиеся технологии. Но мне больше запомнился другой случай. Мы выезжали как-то в другой регион задерживать мошенника, который искусно менял собственный голос. Он разговаривал с жертвами тремя голосами: как сотрудник силового ведомства, как врач и как потерпевшая.
Некоторые используют искусственный интеллект для создания фотографий, которые высылаются жертвам якобы для подтверждения личности. А кто-то по старинке устраивает маскарад: надевает подходящий костюм или форму сотрудника силового ведомства и фотографируется прямо в помещении колл-центра, не утруждаясь особо.
– Периодически видим пресс-релизы о задержаниях курьеров мошенников и так называемых дропперов. А как часто удается выйти на реальных организаторов преступлений?
– Это сложно, особенно сейчас, когда руководство 90% таких преступлений осуществляется не из России. Подавляющее большинство колл-центров мошенников тоже находится за пределами нашей страны. Мы нередко доходим до конкретного региона на территории другого государства, где работают мозговые центры мошеннических группировок, но дальше сделать ничего не можем.
– А с территории России подобные преступления организуются?
– В наши дни это уже редкие случаи. Был колл-центр в квартире в одном из российских регионов. Этот «домашний офис» снимали несколько девушек и два парня. Они тоже работали по схеме с «финансовой безопасностью», и в отношении наших граждан ими было совершено порядка 20 эпизодов преступлений. Не так давно был выявлен такой колл-центр в столице, но кураторы тоже оказались за рубежом.
– Бытует мнение, что мошеннические прозвоны ведутся в том числе из мест лишения свободы. Насколько это справедливо?
– По подобным делам последнее задержание из мест лишения свободы в нашем регионе было около пяти лет назад. Да, изначально всё начиналось именно оттуда со схемы «Родственник в беде», но это уже давно так не работает. В учреждениях исправительной системы всё строго.
– Какими суммами денег завладевают мошенники? Сколько переводят смоляне?
– Суммы разные. От 10 тысяч до 10 миллионов. Недавно обманули жителя Смоленска, он отдал мошенникам 9 миллионов – это были и его сбережения, и кредитные средства. Некоторые не только сбережения отдают и кредиты оформляют, в дополнение к этому некоторые продают свои машины, квартиры и все деньги тоже отправляют мошенникам.
– Существует портрет среднестатистической жертвы мошенников?
– Раньше преимущественно граждане пенсионного возраста – они были, скажем так, целевой аудиторией злоумышленников, использовавших схему «Родственник в беде». Но сейчас по той же «Финансовой безопасности» попадается кто угодно – вне зависимости от пола и возраста.
– Как часто происходят повторные обманы, когда уже лишившуюся денег жертву, скажем так, добивают?
– Такое действительно случается. Например, после реализации схемы с «финансовой безопасностью» или «инвестициями» с потерпевшими связываются повторно и предлагают вернуть деньги. Но стоит человеку поверить, что это возможно, он заново попадает на крючок.
Важно помнить, что цель мошенника – выкачать из жертвы максимум средств или, воспользовавшись подорванным эмоциональным состоянием человека, заставить его самого совершить преступление.
– Как можно распознать мошенничество?
– Не устаю говорить: при получении подозрительных, просто необычных звонков или сообщений ни в коем случае нельзя паниковать и делиться с незнакомыми людьми личными данными, какими-либо кодами, паролями. Лучше вообще не отвечать, даже если вы считаете себя осведомленным человеком.
Если раньше из десяти обманутых семь-восемь человек признавались, что знали о схемах мошенничества, то теперь это нередко десять из десяти жертв. О чем это говорит? Люди, даже самые умные, самые знающие, просто попадают под влияние преступников, которые делают все возможное, чтобы завладеть чужими средствами, причем в максимально большом объеме. Для этого используются психологические приемы, всевозможные манипуляции, благодаря которым жертва оказывается, как под гипнозом.
Если вам позвонили, и вы чувствуете что-то неладное, постарайтесь поговорить о происходящем с кем-то из близких или, например, позвонить на горячую линию того же банка. Но здесь есть нюанс: преступники всеми силами стараются держать жертву в изоляции, для этого они «висят» сразу на нескольких телефонах – и на мобильном, и на домашнем, чтобы лишить возможности посоветоваться с кем-либо. У нас был случай, когда жертву вот так держали на нескольких номерах. Когда мы уже приехали к ней, она до последнего нам не верила, считала, что мошенники – это не те, кто звонят, а сотрудники полиции. Через какое-то время мы сумели ее убедить, и все обошлось, денег она не лишилась, но это было непросто.
Повторюсь: попасться может каждый, и здесь дело не в интеллектуальных способностях жертв. Некоторых удается подловить в эмоционально нестабильном состоянии, и это безусловно на руку преступникам. Человек сам может не заметить, как превратился из скептика в ведомого, поэтому очень важно избегать контактов с мошенниками вовсе. И, наконец, важно помнить, что деньги никогда и нигде не будут целее, чем у вас в руках. Никаких безопасных счетов, никаких чудесных быстрых заработков и никаких удивительно выгодных предложений не существует.