Генеральный директор смоленской дорожной компании «Корпорация Стройиндустрия» Евгений Божедомов рассказал о завершённых объектах, новых технологиях, планах на будущее и вызовах, с которыми сталкивается отрасль. Также мы выяснили, какие работы предстоят в 2026 году на улице Кашена, где расположен крупнейший транспортный узел Смоленска и как может преобразиться Колхозная площадь.
— Евгений Эдуардович, давайте начнем с самых недавних объектов вашей компании – улиц Дзержинского и Нахимова. Аукционы на ремонты улиц были объявлены в сентябре, а улицу Нахимова, согласно контракту, нужно было закончить аж в 2026 году. Казалось бы, как можно успеть выполнить работы до прихода зимы? Но, как отмечают участники дорожного движения, обе улицы уже обрели законченный внешний вид.
— Действительно, на данный момент работы на улице Нахимова и Дзержинского (от «Спартака» до перекреста с улицей Кашена — прим. ред.) выполнены полностью. По контракту ремонт улицы Нахимова должен быть закончен в 2026 году, но у нас хватило сил и мощностей выполнить все основные работы уже в текущем (проезжую часть, тротуары, перильное ограждение, тактильную плитку, остановочные павильоны). Даже дополнительные работы были выполнены.
Мы приняли решение нанести временную разметку за свой счёт. Весной, с наступлением плюсовых температур, нанесём постоянную, качественную пластиковую разметку из композитных материалов. В такую погоду, как сейчас, пластик не ляжет.
Что касается улицы Дзержинского, то изначально планировалось на участке от стадиона «Спартак» до перекрёстка с улицей Кашена просто поменять основной ход (проезжую часть), заменив верхний слой асфальта. Но в процессе обсуждения и после осмотра дороги губернатором Василием Николаевичем Анохиным было принято решение обновить тротуары и привести в порядок рельсы. Они не такие старые, чтобы менять их полностью (ремонт был сделан чуть больше десяти лет назад), но на отдельных участках они просели, выглядели непрезентабельно. Нужно было привести их в соответствие с обновлённой проезжей частью.

— Смоляне заметили, что вы демонтировали плиты вдоль трамвайных путей и уложили асфальт. Многие восприняли этот как шаг назад, так как плиты, казалось бы, более надежны с точки зрения деформации от вибрационной нагрузки.
— Да, заказчик принял решение вместо плит на трамвайные пути уложить асфальт, применив при этом новую технологию. Конечно, кто-то может сказать: «Что же тут нового, взяли и закатали рельсы в асфальт». Действительно, раньше асфальт разрушался от вибрации. Однако сейчас асфальт вместо плитки укладывают даже в Москве. Защитить его от деформации признаны новые марки битума с добавлением полимеров и технологии нанесения асфальта. Использование пластификаторов при изготовлении битума позволило получить асфальт, устойчивый к вибрационным нагрузкам. Также были добавлены адгезионные и температурно-расширяющие добавки. На проезжей части мы использовали обычный асфальт, но и он делается по современным ГОСТам, что обеспечивает долговечность.
Теперь что касается рельсов. Мы как подрядная организация провели анализ и предоставили заказчику дефектовку. В ходе ремонтных работ выполнили балластировку рельсов — их выравнивание. Стыки были подняты, соединительные пластины заменены, стыки проварены алюминиевой термитной сваркой. Вдоль всех рельсов уложили резиновый демпфер. Это позволило избежать соприкосновения асфальта с металлом — асфальт прижимается к резине. Всё вместе гасит вибрацию, увеличивает долговечность покрытия и комфорт хода трамваев. Также под рельсами было заменено основание дороги, сами рельсы перед укладкой асфальта отмыли «Кёрхером». Частично самые изношенные рельсы заменили. Установлены новые компенсационные рельсы, которые принимают на себя расширение при перепадах температур. Весь этот комплекс мер в Смоленске применён впервые. Мы рассчитываем, что технология оправдает себя и с точки зрения долговечности.
— Осенью 2025 года стало известно, что «Корпорация Стройиндустрия» выиграла аукцион на ремонт улицы Кашена. Более полутора километров дороги, стоимость работ — свыше 650 миллионов рублей. Что уже можно сказать о предстоящем ремонте?
— Особенность в том, что в дальнейшем планируется ремонт не только улицы Кашена, но и площади Желябова, участка улицы 12 лет Октября (от площади Желябова до Пятницкого путепровода), Колхозной площади. В перспективе — улицы Беляева. То есть всю территорию между железной дорогой и Днепром ждёт реконструкция, а также изменение схемы организации дорожного движения. Ремонт улицы Кашена будет сделан так, чтобы потом провести ремонт и всех прилегающих улиц. Этот подход полностью соответствует комплексной стратегии развития города, которую последовательно проводит губернатор Василий Николаевич Анохин и команда областного правительства. Губернатор ставит задачу не просто латать дороги, а менять городскую среду целиком — с новыми стандартами удобства, безопасности и эстетики.
Сейчас район Колхозной площади — один из самых сложных транспортных узлов города. Два моста через Днепр и два путепровода сходятся здесь, плюс рынки, торговые центры, два вокзала. В рамках ремонта будет уложен новый асфальт, отремонтированы тротуары, в местах наибольшего движения пешеходов — тротуарная плитка. Появятся консольные светильники, которые обеспечат «чистое небо» без проводов. По такой же технологии будет выполнена контактная сеть трамваев.
Что касается этапности работ, то демонтаж старого асфальтобетонного покрытия мы планируем начать в марте. Тогда же начнётся монтаж новой ливневой канализации с заменой колодцев. Затем будет разобрана старая контактная сеть и рельсы. Будем готовить улицу к укладке нового асфальта.

— Что будет с трамвайными путями, и планируется ли здесь менять схему организации дорожного движения?
— Сейчас прорабатывается новое видение трамвайного сообщения и организации движения на улице Кашена и прилегающих территориях. Проектировщики предлагают «развести» встречные потоки автотранспорта и трамваев по улицам Желябова и Кашена, организовав одностороннее движение и «прижав» трамвайные пути к тротуарам, чтобы не допускать выхода пассажиров на проезжую часть.
Участок Желябова, который сейчас используется как «отстойник» общественного транспорта, планируется благоустроить, а на самой улице сделать одностороннее движение — со стороны Дзержинского к Колхозной площади. В обратном направлении планируется запустить одностороннее движение по улице Кашена.
Появятся и новые общественные пространства: парки, скверы, в том числе на трамвайном кольце. Всё вместе должно вывести эту территорию на новый уровень. И это не просто локальное улучшение — это часть системной политики губернатора Василия Николаевича Анохина, который настаивает на том, чтобы ключевые узлы города становились современными, комфортными пространствами, чтобы гости города видели его потенциал, выйдя из поезда или междугороднего автобуса, а не только в центре. Недавно, как вы знаете, Смоленск был признан молодёжной столицей России. Город реально преображается. И мне очень отрадно, что наша компания в этом активно участвует.
— Какие ещё объекты вы вели в этом году?
— В Смоленске выполнили ремонт улиц Бабушкина, Николаева, Дзержинского. Также в 2025 году работали на областных дорогах: в Сафоновском районе построили асфальтовую дорогу протяжённостью 10 километров. Была грунтовая дорога — мы выполнили её профилирование, уложили два слоя асфальта, обустроили знаками, разметкой, барьерным ограждением. Работали также в Монастырщинском районе и в Рославле.
— «Корпорация Стройиндустрия» — это большая команда? С каким настроением компания подходит к новому 2026 году, и с какими сложностями вы сталкиваетесь?
— Всего сейчас в компании работает около 80 человек, в сезон штат увеличивается кратно. Достижения компании – это в первую очередь заслуга нашего большого коллектива. И самая малая часть — это моя личная заслуга. Всё остальное — сметный отдел, ПТО, инженерно-техническая служба, производственная база, наш асфальтобетонный завод, который показывает себя прекрасно. Мы добились хороших показателей в производстве смесей. Отдельные слова благодарности — нашим рабочим и специалистам из Армении, которые традиционно очень сильны в строительстве дорог, так повелось еще с советских времен. И этот потенциал Советского Союза передался потомкам, благодаря чему у нас работают высококлассные специалисты.
Что касается сложностей, хотелось бы обновить технику. Мы хотим инвестировать в развитие, но зачастую это не позволяют дорогие кредитные ставки. Льгот у нас нет. В нашей специфике — только импортная техника. Асфальтоукладчики, фрезы, катки, перегружатели — всё немецкого производства. Китайские аналоги не дают такого результата. Мы стараемся использовать лучшую технику, но её обслуживание очень дорогое. Сама техника тоже подорожала кратно. Например, асфальтоукладчик, который раньше мы покупали за 24 миллиона, сейчас стоит 56. Прибыль снижается, расходы растут, зарплаты нужно повышать, обслуживание по лизингу дорожает. Сейчас в отрасли стоит вопрос выживания. Но желание инвестировать и расширяться у нас есть, особенно когда видишь, что работаешь в русле общей, понятной стратегии развития региона.
«Корпорация Стройиндустрия» — это смоленская компания, мы живем на Смоленщине, сами каждый день пользуемся плодами своего труда, поэтому искренне заинтересованы в качестве своей работы.
От всей души поздравляю смолян с наступающим новым годом. Уверен, что несмотря на все трудности мы сделаем Смоленскую область более благоустроенным и комфортным местом для жизни!









