Посол Польши в России Кшиштоф Краевский побывал в Смоленске, где посетил церемонию, посвященную 15 годовщине Смоленской авиакатастрофы, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский. Несмотря на то, что никаких препятствий ему смоляне не чинили, польская сторона использовала поездку как повод для антироссийской риторики.
Краевский сообщил в эфире польской радиостанции «RMF FM», что «группа россиян попыталась сорвать траурные мероприятия в Смоленске». «Во время церемонии произошел инцидент. Память о жертвах пыталась сорвать группа из примерно 10 россиян. Они появились возле березы, в которую врезался президент Туполев», — заявил посол.
Кшиштоф Краевский сообщил также, что группа активистов назвала Польшу спонсором терроризма и обвинила в фальсификации истории, против чего поляки и не возражали.
В действительности никаких провокаций не было, преград полякам в Смоленске никто не чинил. Дипломат и его свита беспрепятственно проследовали и к мемориалу на месте падения польского борта, и по территории мемориального комплекса «Катынь». Активисты, которые встретили поляков, припомнили им финансирование украинской армии, а также фальсификацию истории. На этом все и разошлись.
В то же время на фоне дипломатических разногласий появились новости, которые ещё больше усугубляют напряженность. Стало известно, что памятные плиты, ранее установленные на здании польского консульства в Санкт-Петербурге, были проданы строителям. Эти плиты, представляющие историческую ценность, были ликвидированы при реконструкции здания и переданы застройщикам, что вызвало критику со стороны ряда историков и общественных деятелей, считающих, что такой акт разрушает культурное наследие.
Стоит отметить, что прием поляков в Смоленске диссонирует с тем, как в Польше встречали российского посла на церемонии в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая 2022 года посла Сергея Андреева облили красной жидкостью, когда он пришел возложить венок на военном мемориальном кладбище советских воинов в Варшаве. Дипломату не дали этого сделать. Россия оценила этот жест как грубое нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях.