Авторы законопроекта в погоне за политическим моментом, похоже, не учли ряд юридических тонкостей
В России снова предложили вернуть выборы мэров городов. Проект закона об этом накануне внесли в Госдуму 12 депутатов от ЛДПР во главе с председателем партии. Ранее о необходимости избрания глав районов и городов на прямых выборах неоднократно говорил один из представителей Смоленской области в нижней палате российского парламента. SmolNarod разобрался, что не так с этой идеей и каковы шансы документа дойти до голосования в Думе.
Уровень законотворчества оставляет желать…
Новость о внесении в Госдуму проекта закона о выборах глав районов и городов разлетелась по лентам агентств утром 12 февраля. К вечеру документ появился в базе «Законотворчество». В нем авторы предлагают внести изменения в статью 36 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Текст самого законопроекта представляет собой всего 13 строк. Разработчики не стали утруждать себя переработкой статьи о главах муниципальных образования. По сути желаемую формулировку просто внедрили в то место, где она смотрится не так плохо. Однако тем самым они во многом перечеркнули смысл предыдущих пунктов.
Пояснительная записка к проекту закона занимает чуть более двух страниц. Основную ее часть составляет описание выводов аналитического доклада, опубликованного в 2020 году. Авторы подчеркивают, что «для назначаемого по контракту главы местной администрации население не выступает прямым заказчиком, поэтому для них важнее достичь показателей, по которым их будут оценивать наниматели — региональные власти». В этом утверждении о нанимателях содержится вольная или невольная манипуляция. Региональные власти, конечно, направляют своих представителей в комиссию по отбору кандидатов, но голосуют по предложенным кандидатурам исключительно местные депутаты, избранные жителями района или города.
В другом сопроводительном документе указывается, что принятие законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального, региональных и местных бюджетов. Это утверждение также представляется крайне сомнительным. На организацию и проведение любых выборов нужны деньги. Даже если удастся совместить выборы глав муниципальных образований с другими избирательными кампаниями, напечатать бюллетени для голосования многотысячными тиражами бесплатно не получится.
Без учета местной специфики
Примечательно, что для введения прямых выборов глав не обязательно вносить изменения в федеральное законодательство. Действующая редакция закона о местном самоуправлении вполне допускает их проведение, но — «в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования». Однако принятый в Смоленской области закон предполагает избрание руководителей муниципальных районов и городских округов только местными депутатами из числа кандидатов, отобранных по результатам конкурса.
Именно поэтому на стыке 2020-2021 годов законопроект о всенародных выборах глав мог быть рассмотрен Смоленской областной Думой. Тогда фракция КПРФ объявила, что внесенные ее членами несколько проектов законов в случае принятия позволят «осуществить масштабную политическую реформу в регионе». Но половину документов смоленские коммунисты сами же тихо отозвали. А законопроект о выборах глав городов и районов, как оказалось, и вовсе внесли с нарушением требований регламента. После возвращения документа профильным комитетом Валерий Кузнецов и компания к нему больше не возвращались.
Что же касается России в целом, то прямые выборы мэров еще совсем недавно проходили даже в некоторых региональных центрах. По состоянию на февраль 2023 года всенародно избирали руководителей в восьми городах, сообщал РБК. Это Хабаровск, Якутск, Абакан, Анадырь, Улан-Удэ, а также три города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Правда, в последние годы их число продолжается уменьшаться, а не расти.
Главы без администраций
Отдельно стоит остановиться на предложении избирать на прямых выборах глав городских поселений. Оно наиболее ярко демонстрирует отрыв инициаторов законопроекта от реальности. Например, в Смоленской области администрации городских поселений ликвидировали еще в прошлом десятилетии. Их полномочия передали районным администрациям. Сегодня в крупный районах Смоленщины главы городских поселений де-факто являются лишь председателями городских советов. В их подчинении как правило находятся секретарь, юрист, бухгалтер и водитель.
В случае принятия закона в предложенной редакции появится необходимость избрать дополнительных городских руководителей, которые должны будут возглавить давно не существующие городские администрации. Возрождение администраций в свою очередь потребует значительных усилий и, скорее всего, расходов. В противном случае в Рославле, Сафонове, Ярцеве и других городах региона появятся всенародно избранные главы без подчиненных и полномочий.
Депутат Госдумы от Смоленской области Сергей Леонов, регулярно посещающий районы, не может этого не знать. Тем не менее он почему-то поставил подпись под документом, демонстрирующим крайне низкий уровень законотворчества в парламентской партии.
Впрочем, в таком виде документ имеет крайне низкие шансы дойти даже до голосования.