«Осадочек остался». Многомиллионная реконструкция водовода не оправдала ожидания

В 2020 году в селе Понизовье Руднянского района Смоленской области была произведена масштабная и дорогостоящая реконструкция водопровода. Стоимость работ превысила 50 миллионов рублей. Казалось бы, после таких вложений село застраховано от проблем с качеством водоснабжения. Увы, прошло немного времени — и снова в прокуратуру полетели жалобы местных жителей. А в декабре и вовсе состоялся суд, который обязал сельскую администрацию… обеспечить надлежащее качество воды. Попробуем разобраться, что не так с дорогой реконструкцией и почему до сих пор в Понизовье возникают проблемы с водоснабжением?

Понизовье — крупное село на самом краю Смоленской области, в десяти километрах от белорусской границы. Сейчас там насчитывается около семисот жителей — по прописке, по факту их гораздо меньше, так как многие разбрелись в поисках работы. Тем не менее, по меркам смоленской глубинки — довольно многолюдно. Жизнь здесь не совсем угасла: в селе есть школа, дом культуры и участковая больница (с дневным стационаром, но вскоре обещают круглосуточный). Иногда здесь даже умудряются ремонтировать дороги.

«Осадочек остался». Многомиллионная реконструкция водовода не оправдала ожидания

От советских времён Понизовью досталось наследство — водопровод. Который с течением времени превратился в систему проржавевших труб: по словам специалистов, «стопроцентный износ». Соответственно, качество воды упало ниже допустимых пределов.

После многолетних мучений местных жителей и их регулярных жалоб, в 2019 году было решено проводить в Понизовье реконструкцию сетей. Осуществить это удалось с помощью государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Очень кстати, в том году сразу пять проектов сельского развития из Смоленской области прошли всероссийский отбор, в их числе было и Понизовье. Поселению одобрили ряд мероприятий на сумму около 101 миллиона рублей.

В числе прочего, по этой программе на 2020 год в Понизовье запланировали серьёзные работы на водопроводе: проложить новые сети водоснабжения и реконструировать уже существующие — общей протяжённостью почти 17 километров, пробурить артезианскую скважину, оборудовать насосную станцию.

По итогам электронных торгов, подрядчиком стало смоленское общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс». Стоимость контракта составила 51 миллион 496 тысяч рублей. Основные средства поступили из федерального и областного бюджетов, сельское поселение участвовало в проекте символической долей в 1 процент.

«Осадочек остался». Многомиллионная реконструкция водовода не оправдала ожиданияВесной 2020 года начались работы, которые продолжались до поздней осени: бурили, прокладывали, строили. Наконец, подрядчик завершил работы, вода пошла по новой системе и…

…и вскоре выяснилось, что пятьдесят миллионов, хотя и улучшили ситуацию, но всех проблем не решили. Как это часто бывает, недочёты выявились только во время эксплуатации. В первое же лето после реконструкции жители Понизовья снова жаловались на слабый напор и дурное качество воды.

Реконструкция за 51 миллион рублей привела к странному результату: уже осенью 2022 года прокуратура Руднянского района потребовала от сельской администрации… принять меры к устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Жителям Понизовья даже был сделан перерасчёт платы за холодное водоснабжение с августа по октябрь.

Дальше — больше. Дело дошло до того, что качество воды стало предметом судебных разбирательств. Прокуратура Руднянского района организовала проверку, к которой были привлечены специалисты ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области». Эксперты взяли две пробы холодной питьевой воды: одну — из крана в квартире местной жительницы, вторую — из уличной водоразборной колонки. И получили интересный результат. Вода, взятая из колонки, оказалась чистой. Зато жидкость, набранная из квартирного крана, «по исследованным микробиологическим показателем не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам». Вывод специалистов был однозначным: вода портится при прохождении через распределительную сеть. А это означает, что сети водоснабжения содержатся ненадлежащим образом.

Прокуратуре оставалось констатировать: «администрацией Понизовского сельского поселения нарушается право жителей на качественное водоснабжение». Прокурор инициировал судебный процесс и в декабре Руднянский районный суд обязал сельскую администрацию в течение шести месяцев привести качество водопроводной воды в соответствие с санитарными требованиями.

Это событие могло остаться незамеченным: ситуация распространённая, такими исками буквально завалены районные суды Смоленской области. Но в нашем случае налицо парадокс: если идут такие судебные процессы — в чём тогда эффект дорогостоящей реконструкции?

Чтобы разобраться в причине, мы обратились в администрацию Понизовского сельского поселения. Её глава, Татьяна Брагина, рассказала нам, как строили водопровод и какие «нюансы» выявились вскоре после начала его эксплуатации.

«Осадочек остался». Многомиллионная реконструкция водовода не оправдала ожидания
Татьяна Брагина; фото с сайта Понизовского с/п

По словам Брагиной, никаких претензий к подрядчику нет: все работы были проведены так, как предусматривал проект. Пробурили скважину, поставили современную насосную станцию с фильтрами, проложили трубы. Вода пошла по селу, жалоб на качество не было — пока не наступило жаркое лето 2021 года.

И произошло то, что регулярно случается в нашей жизни: проект столкнулся с реальностью. А реальность такова: в Понизовье сотни людей держат огороды на приусадебных участках. В жару сельские жители бросились с утроенной силой поливать свои грядки. И фильтры насосной станции попросту не выдержали: разбор воды многократно увеличился, её качество резко упало. Подскочил уровень содержания железа, вода стала мутной, оказалось превышено общее микробное число.

Вывод очевиден: проект реконструкции водопровода не учитывал «местный колорит». Проектировщики были уверены, что сельские жители станут брать воду исключительно для приготовления пищи, стирки и умывания, но никак не для орошения своих приусадебных плантаций. Хотя этот фактор был предсказуем. Так маленькая ошибка в предварительных расчётах стала причиной больших проблем.

И здесь вступил в силу второй фактор — он не понаслышке знаком руководителям всех сельских поселений. Этот фактор до обидного прост: современное оборудование требует профессионального обслуживания. Причём обслуживания дорогостоящего. Средств на эти цели в сельском бюджете попросту нет.

«Осадочек остался». Многомиллионная реконструкция водовода не оправдала ожидания
Насосная станция в Понизовье; фото администрации поселения

Как рассказала глава поселения Татьяна Брагина, если новенькую насосную станцию со всей её электронной начинкой и фильтрами будет обслуживать специализированная фирма, это обойдётся сельскому бюджету в 80 тысяч рублей ежемесячно. Получается, за год придётся отдать 960 тысяч.

При этом весь бюджет поселения по доходам составляет 9 миллионов 498 тысяч рублей, а расходов у него — на 11 миллионов 574 тысячи рублей. Дефицит — два миллиона. Откуда в такой ситуации взять нужные деньги? Приходится выкручиваться, проводя обслуживание «по минимуму».

Тем временем, местные жители с тревогой ждут предстоящего лета. Разбор воды снова достигнет пиковых показателей, и результат уже понятен: забарахлит система водоподготовки и в кранах забулькает мутная жидкость.

Получается пресловутая «медаль с двумя сторонами». С одной стороны, в селе по федеральной программе построили новую водопроводную систему — это невероятная удача. С другой стороны — вместе с дорогим подарком приобрели головную боль: как теперь обслуживать всю эту роскошь?

«Осадочек остался». Многомиллионная реконструкция водовода не оправдала ожидания
фото: администрация Понизовского с/п

Что касается декабрьского суда по поводу «приведения воды к нормативу в шестимесячный срок». Как сообщила Татьяна Брагина, это решение де-факто исполнено. Ещё осенью привлечённая фирма «СмолЭко» промыла систему, впоследствии были получены удовлетворительные лабораторные заключения, но результаты экспертизы не успели подготовить до суда. Пока, по словам главы поселения, ситуация стабилизировалась.

Но где гарантия, что завтра снова не забьются фильтры? Если это случится (а случится непременно), то в прокуратуру придёт очередная жалоба — и ситуация повторится точь-в-точь. Так что главе поселения рано расслабляться: по букве закона, обеспечение качества воды — это именно её полномочия.

Возможно, ситуация в Понизовье станет дорогостоящим опытом. Теми «граблями», на которые не наступят при реализации многомиллионных проектов в других сельских поселениях. Если учитывать все нюансы при расчётах потребления, при составлении технического задания — тогда, возможно, потраченные миллионы будут работать гораздо эффективнее.

Но есть обстоятельство, которое не располагает к оптимизму. Это — явное несоответствие современных технических решений и реальных возможностей сельских поселений. Построить в деревне водопровод — это половина дела. Сможет ли деревня содержать такую систему без дополнительных дотаций? Этот вопрос остаётся открытым.

SmolNarod.ru