Произошедшее прокомментировал независимый судебно-медицинский эксперт
Следственный комитет и прокуратура организовали проверки исполнения законодательства о похоронном деле и судебно-экспертной деятельности в Починковском районе Смоленской области. Представителей обоих ведомств заинтересовал тот факт, что жительнице региона Елене Балыкиной пришлось самостоятельно отвозить тело умершей матери в морг. Однако саму смолянку повергло в шок не только это. SmolNarod связался с Еленой и выяснил, все обстоятельства произошедшего.
Умирать – строго до 15:00
Тело 66-летней Ольги Гавришиной было обнаружено в овраге в районе деревни Лихачево 31 октября. Личные вещи женщины, в том числе паспорт, прибывшие на место полицейские не нашли – потребовалась процедура опознания, но организовали ее нестандартно. Умершую сфотографировали прямо на месте и показали снимки местным жителям. Вскоре стражам порядка повезло: неизвестную узнала ее знакомая.
Дочери умершей полицейские сообщили о страшной находке по телефону. Но не успела Елена осознать, что мамы больше нет, как ее огорошили другой новостью: организовывать доставку тела в починковский морг нужно самостоятельно.
– Со мной связались из полиции и сказали, чтобы я нанимала машину для перевозки трупа из Смоленска за свой счет, потому что услуги по перевозке трупов бесплатно не оказываются, – рассказала Елена. – Кого, куда и как вызывать, я не понимала, поехали на место с мужем сами. До оврага еле добрались: когда проезжали Лихачево, мне позвонил полицейский и сказал, что мы проскочили мимо них, по телефону помог сориентироваться и подъехать наконец. И как бы я водителю так называемой «труповозки» объясняла, куда ехать?
К моменту прибытия Елены и ее супруга на место уже стемнело, было решено организовать доставку тела в морг своими силами – на личном авто. Перенести труп из оврага на заднее сидение машины помог один из сотрудников полиции, после чего родным умершей вручили некую справку и проинструктировали, как выполнить работу санитаров.
– Мне выдали справку на случай, если меня остановят, а у меня труп на заднем сидении. Сказали следующие: «Везите ее в морг, но, так как он работает до 15:00, вам нужно заехать в больницу, взять ключ от морга [в обмен на ту самую справку – прим.ред.], выгрузить ее, закрыть дверь и ключ отвезти на место», – поделилась Елена.
И без того страшная ситуация вскоре стала походить на изощренный психологический триллер. Десятки километров пути с трупом самого близкого человека на заднем сидении машины. Получение ключей от морга от сотрудницы Починковской ЦРБ, которую происходящее даже не удивило. И, наконец, попытки перенести тело в помещение без освещения. Благо, и без других тел.
– В морге было темно, хоть глаз выколи. Как свет включить, мы не знали, поэтому светили телефоном. Нашли каталку, но пандуса не оказалось, поэтому пришлось маму на носилках нести. Кое-как разобрались, все закрыли и отвезли ключ на место, – воспроизвела жуткий опыт дочь.
Вопросы без ответов
Помимо вопросов о том, что было бы с телом Ольги Гавришиной, окажись Елена в командировке, дочь беспокоят и сомнительные обстоятельства гибели матери.
Во-первых, достоверно неизвестно, когда пенсионерка пропала. Как пояснила Елена, в середине октября она подарила маме новый телефон, однако из-за технической проблемы с SIM-картой связаться с ней не представлялось возможным. В последний раз они разговаривали 24 октября, когда Ольга Юрьевна позвонила дочери с телефона знакомой. Елена пообещала приехать и помочь разобраться с гаджетом 26 октября, однако дом матери уже был пуст.
– В ту субботу мы с мужем ездили к маме дважды. Сначала около семи часов вечера, но нам никто не открыл, и предположили, что она пошла в баню в соседнюю деревню. Вернулись через некоторое время – никого. Поехали снова в воскресенье – то же самое. Заявление в полицию подавать не стали, подумали, что мама уехала в Смоленск, и из-за проблем с SIM-картой не может сообщить об этом. Я даже предположить не могла, что случилось что-то страшное, – пояснила дочь.
Во-вторых, остается загадкой, как Ольга Юрьевна оказалась в месте, где ее впоследствии нашли. Женщина жила в деревне Пересна, а тело обнаружили на обочине возле другого населенного пункта – Лихачево. По словам Елены, мама могла пойти в гости в деревню Старинки, дорога к которой как раз пролегает через поворот к Лихачево, но сходить с привычного маршрута пенсионерке было незачем.
– Маму нашли у дороги, которая ведет уже к Лихачево, но там она ни с кем не общалась, пойти в гости не могла. У нее просто не было причин туда идти, тем более у мамы были проблемы с ногами: при ходьбе она ощущала дискомфорт из-за травмы, которую получила в ДТП около 20 лет назад. То есть о желании прогуляться не может быть и речи, – подчеркнула Елена.
В-третьих, непонятно, куда исчезли личные вещи Ольги Юрьевны. Если пенсионерка оказалась на полпути к Старинкам самостоятельно, то при ней не могло не быть сумки. В соседней деревне она всегда навещала лежачую подругу, которой каждый раз без исключения носила гостинцы. Кроме того, так и не нашлись ключи от дома умершей, хотя входная дверь была заперта.
Чтобы попасть в квартиру Ольги Юрьевны, близким пришлось ломать дверь. Тогда же возник еще один вопрос к обстоятельствам гибели женщины.
– В доме мамы мы увидели две бутылки пива, а пиво она никогда не пила. Ни-ког-да. Кто был у нее в гостях – неизвестно. При этом никто никого не опрашивал, дом не осматривал. Как такое возможно? – возмутилась Елена.
Версии: официальная и логичная
Согласно свидетельству о смерти женщины не стало 30 октября вследствие «гипотермии, связанной с низкой температурой окружающей среды», то есть из-за банального переохлаждения. Криминал в произошедшем официально не усматривается.
Тем временем родственники и знакомые Ольги Юрьевны считают, что даже если она замерзла насмерть, преступная составляющая не исключена.
– Мы думаем, что маму зацепила машина, и водитель отволок ее в сторону, в этот овраг. Это единственная логичная версия произошедшего. Овраг глубиной метра полтора, она физически бы сама не спустилась туда, слетела бы кубырем. Я со своими здоровыми ногами еле до нее добралась… – предположила Елена.
Отметим, что информации о наличии травм на теле умершей нет. Дочь пыталась заставить себя осмотреть Ольгу Юрьевну, однако так и не решилась.
Комментарий независимого судебно-медицинского эксперта, юриста Юрия Кириленкова
Относительно насильственного характера смерти
Труп женщины был обнаружен на улице, а значит уже на месте ее обнаружения имелись все основания для подозрения на насильственный характер ее гибели. В данном случае на место происшествия обязан был выехать судмедэксперт в составе следственно-оперативной группы в качестве специалиста для осмотра трупа на месте. Именно осмотр трупа на месте обнаружения с участием судмедэксперта дает более полную картину понимания как времени наступления смерти, так и ее причины. По каким причинам к осмотру трупа с признаками насильственной смерти не был привлечен судмедэксперт, неясно.
Доставка трупа на экспертизу
В разных регионах данный вопрос урегулирован по-разному. Где-то доставку осуществляет сама полиция, где-то судебно-медицинская служба, где-то специализированная служба, назначенная местной администрацией. Но в любом случае это не должно финансироваться родственниками погибшего, а ответственный за доставку тела – лицо или орган, назначившие экспертизу, что закреплено в нескольких Федеральных законах: №8 «О погребении и похоронном деле» и №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Прокуратура Смоленской области специально разработала и выпустила методичку, официально опубликованную на сайте прокуратуры и сайте Минздрава «Мы против коррупции в сфере похоронных услуг», где указала перечень бесплатных услуг и мероприятий, в числе которых: доставка тела в морг, вскрытие, мытье, одевание, оформление свидетельства о смерти.
Закрытые двери морга
Прием трупов должны осуществлять санитары морга. Бесконтрольный доступ в морг недопустим не только из этических соображений, но прежде всего из-за того, что там хранятся объекты (трупы) для экспертных исследований, ответственным за хранение которых является начальник Бюро судебно-медицинской экспертизы.
Халатность или благородство?
В Смоленской области бывает и по-другому. Известны случаи, когда при обнаружении у трупа денежных средств и ценностей более «ответственные» следователи и судмедэксперты организовывают не только транспортировку тела в морг, но и его захоронение с последующей установкой памятника за счет найденных и неучтенных средств.