...
Спикер Смоленской облдумы рассказал, кто и как поможет открыть бизнес на селе

Игорь Ляхов: Смоленская область возьмет на вооружение новые меры поддержки малого агробизнеса   

В Смоленской области

Редакция SmolNarod взяла интервью у председателя Смоленской областной Думы, секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Игоря Ляхова. Мы запланировали несколько публикаций. Темами для разговоров с главой регионального парламента стали выборы в Госдуму, перспективы, которые откроет для региона будущий аэропорт, кто и как будет баллотироваться в ГД от Смоленщины, какой новый памятник появится в областном центре в рамках проекта «Историческая память».

Сегодня наш текст посвящен селу. Речь идет о людях и о земле, развитии сельского хозяйства, территорий, о запахе хлеба, финансовой помощи смолянам, а также о том, к чему это все может привести. Почему первой темой стало сельское хозяйство? Игорь Ляхов сам напомнил народную мудрость, что «телегу на лето нужно готовить еще зимой».

— Игорь Васильевич, вы уделяете особое внимание развитию смоленского села, поддержке крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств, заключению соцконтрактов. Поэтому первая и главная тема нашего разговора будет о земле, хлебе и деньгах. Стартовал новый федеральный проект «Развитие малого агробизнеса». На совещании в Правительстве РФ 12 января премьер Михаил Мишустин отметил, что в федеральном бюджете по проекту предусмотрено почти 14 миллиардов рублей на меры поддержки. Смоленская область «увидит» эти деньги?

— Действительно, с 2026 года меры поддержки, как действовавшие ранее, так и ряд новых, собраны в одном федеральном проекте «Развитие малого агробизнеса». Реализация этого проекта предусмотрена в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В конце прошлого года Постановлением Правительства РФ № 2110 были внесены изменения в госпрограмму, запущены как минимум три новых направления поддержки аграриев. Также в дополнение к тем почти 14 миллиардам, о которых вы упомнили, еще около 730 миллионов рублей пойдут на продолжение грантовой программы «Агротуризм». Смоленская область не просто «увидит» финансирование и использует инструменты господдержки, но и рассмотрит возможности обеспечения регионального софинансирования, как это происходит в сфере заключения соцконтрактов.

Кстати, вы были абсолютно правы, когда, заявляя тему для разговора, сказали, что речь пойдет о хлебе. Дело в том, что одно из новых и важных направлений поддержки – это гранты на проекты по организации малой сельской пекарни до 10 миллионов рублей, но не более половины от стоимости проекта.

— Вспомнилось, как в одном из интервью SmolNarod еще три года назад вы рассказывали после поездки в приграничную зону СВО о важных для людей хлебопекарнях на освобожденных территориях. В Смоленской области новые хлебопекарни тоже нужны?

— Свежий хлеб для жителей освобожденных территорий — это не просто пища, но и символ связи с Россией, выполнение обещания «своих не бросать». Например, в Белгороде работает партийный распределительный центр — склад ЕР, куда свозится вся «гуманитарка». Собирают на этом складе и «отправки» в хлебопекарни, где местные жители, получая вознаграждение, пекут хлеб. И он, горячий, развозится, а еще люди за ним приходят сами. Запах хлеба – и это доказали ученые — ассоциируется с уютом, теплом и защищенностью, снижает уровень стресса.

В смоленские деревни можно наладить поставки и привозить хлеб, запакованный в полиэтилен. Но нельзя «завезти» ощущение того, что ты – дома. Свежий хлеб и его аромат – это часть генетической памяти, пусть не самый очевидный, но нюанс в общей картине того, что мы называем любовью к малой родине. А если уйти от лирики, то для жителей сельских территорий Смоленщины получение гранта на 18 месяцев до 10 миллионов рублей на хлебопекарню – это хороший шанс наладить бизнес, создав при этом новые рабочие места. Кстати, в регионах, пострадавших от обстрелов со стороны ВСУ, срок использования гранта составит 30 месяцев. Буквально сегодня мы поднимали этот вопрос с моим советником Татьяной Рыбченко. А именно — будем брать новую меру поддержки, что называется, на вооружение, распишем график новых встреч в наших округах и расширим их тематику.

— Вы имеете в виду традиционные встречи, которые проводятся депутатами облдумы, исполнительной власти с гражданами округов по теме заключения соцконтрактов на селе?

— Мы через «ликбез» о соцконтрактах начинали продвигать информирование граждан на сельских территориях о возможностях зарабатывать. Об этом много писали и говорили, но стоит напомнить, что смоляне, у которых доходы не дотягивают до МРОТ в расчете на одного члена семьи, могут получить 200 тысяч рублей из федерального бюджета. Благодаря губернатору Василию Анохину, принято решение о региональном софинансировании, и к этим 200 тысячам добавляются еще и 350 тысяч рублей из областного бюджета на открытие собственного дела. А для ИП можно получить 700 тысяч рублей. И это – не кредит! Это прямая финансовая невозвратная сумма (при соблюдении простых и понятных требований со стороны государства) для того, чтобы гражданин, не располагая стартовым капиталом, смог осуществить свои бизнес-планы, улучшить свое благосостояние и пригодиться там, где родился. Хочу особо отметить, что для участников СВО заключение соцконтракта не привязано к уровню доходов. Кстати, в Смоленской области есть примеры заключения соцконтракта нашими земляками, принимавшими участие в специальной военной операции.

— За последние три года, насколько я знаю, в Смоленской области в 10 раз увеличилось число подобных заключенных соцконтрактов?

— Количество получателей соцконтрактов увеличилось, но нет планового предела этим границам. Новые меры поддержки пекарен, агроагрегаторов, вообще — всей палитры поддержки малого бизнеса в АПК – это новые аспекты и направления работы. У нас по соцконтрактам помимо того, что мы приросли числом, но и пошли дальше: созданы два кооператива – в Хиславичском и Ярцевском округах. Суть этих кооперативов — люди, которые заключили соцконтракты, начав своё дело с самых низов и с мелких доходов, уже вышли на более высокий уровень финансового оборота и, соответственно, доходной части. Они организовали сообщества, которые получили право на другие, более широкие возможности и формы господдержки вплоть до 70 миллионов рублей от федерального центра.

Новый проект «Развитие малого агробизнеса» создан не в тиши кабинетов, а в процессе диалога с фермерским сообществом, с властями субъектов РФ. Например, в Постановлении Правительства определено понятие «агроагрегатор» — сельскохозяйственный потребительский кооператив, осуществляющий деятельность в сфере обращения фермерской продукции. Кто такие агроагрегаторы по-простому? Я бы назвал их тем сообществом, что работает под руководством области, обеспечивая вход мелким частникам в большие торговые сети. Они закупают продукцию, в том числе и в ЛПХ и помогают ее сбывать.

Но хочу сказать не только про агрегаторов, но и про производственные кооперативы, как, например, действующий в Смоленской области передвижной мобильный мясоперерабатывающий цех. Собираюсь к ним в гости, чтобы обсудить, в том числе, как дальше будем сопровождать его развитие. И пусть сегодня звучит немножко как фантастика, но будем стремиться к тому, чтобы он вырос в агрохолдинг.

— Вернемся к соцконтрактам на селе и к предложениям смолянам получить деньги для первого старта. Вы намерены продолжить серию встреч по районам? Зачем? Казалось бы, все территории объездили? Или будут приходить люди, еще не вовлеченные в этот процесс?

— Думаю, что люди, заинтересованные в получении соцконтракта, будут появляться. Причём эти люди, это не те, кто как «черт из табакерки» выскочат, а смоляне, которые на первых порах недоверчиво относились к нововведениям. Это в хорошем смысле ответственные консерваторы, считавшие, что не стоит сразу спешить связываться с предлагаемыми новшествами. Их позиция понятна и заслуживает уважения. Когда смоляне могут убедиться, что презентованная программа реально работает, они будут готовы включиться. И это дорогого стоит, ведь речь идет о взвешенном и осознанном решении, когда учтены все «за» и «против».

Не могу не высказать слова благодарности региональному координатору проекта «Единой России» «Российское село», депутату областной Думы Юрию Кашанскому. Например, мы с ним посещали семью в Ярцеве. Муж и жена — инвалиды. И они благодаря соцконтракту запустили свой бизнес. Изначально у них была одна корова, сейчас – семь. Плюс, они купили оборудование, чтобы перерабатывать всю свою молочку. Продукция стала раскупаться полностью после того, как они разместили свои предложения в интернете. Скажу честно — угостить нас в этой поездке в семействе особо не могли не из жадности, а потому что все раскуплено и со сбытом нет проблем. Им помог именно соцконтракт. Вот он, скрытый ресурс поддержки не просто людей с малым доходом, но и успешной социальной и экономической реабилитации и интеграции маломобильных и людей с инвалидностью.

Еще один пример. В Демидовском районе молодой парень, успешный предприниматель, прибыл из Москвы и стал заниматься своим отцом, который потерял обе ноги. Ради отца и продолжения его активной жизни сын помог ему организовать бизнес, притянул сюда средства. И человек без ног смог организовать дойку и переработку молока. В перспективах у семьи — увеличить поголовье, заняться откормом мясного скота. Если говорить о предмете разговоров со смолянами в этом году, то он будет основываться, в том числе, на примерах людей вовлеченных, тех, у кого получилось воспользоваться помощью государства, — это ли не аргумент для тех, кто ещё находится в раздумьях: делать или не делать.

— Но как начать, если нет агрообразования, знаний в экономике, представлений о том, как составить бизнес-план?

Это решаемо, когда есть поддержка власти, когда мы публично разъясняем все вопросы, когда вовлекаем наших глав округов, когда подключаем такие структуры, как «Мой бизнес», банки, сельхозакадемию. Все должны оказывать землякам посильную поддержку. Не надо ждать, когда к нам придёт смолянин, к нему должны прийти мы – представители власти. Глава знает почти всё о том, чем живет округ, органы соцзащиты знают еще больше о тех, кто нуждается в поддержке. Ну какой бизнес-план, какие экзамены требовать? Задача — рассказать, что и как, дать методичку для образца. Есть сельхозакадемия, есть Россельхозбанк с курсами обучения. Но как не понять, что нет возможностей ездить из Духовщины или Ершичей, например, в столицу области на обучение. Значит, рассматривается вариант учиться дистанционно. А если в деревне или на выселках нет у тебя интернета, то власть обязана обеспечить доступ в здании своей администрации, в округе. Столько этих мелких барьеров, но все они снимаются, было бы желание. Человеку иногда нужно для успеха немного – только помочь сделать первый шаг. И этот первый шаг – начало прекрасного пути обеспечения занятости, уход от экономической депрессии.

Наверное, звучит парадоксально, но местной власти, чтобы успешно развивать округ, надо не только принимать граждан, но и самой идти к людям.  Сегодня мы не просто раздаём федеральные средства, а сохраняем смоленское село, насыщаем рынок, способствуем обеспечению продовольственной безопасности.

— Помимо уже действующих мер поддержки, есть и те идеи, которые еще только предстоит оформить законодательно. Именно вы в декабре на минувшем форуме Совета законодателей подняли вопрос о принятии законопроекта, касающегося распространении льгот по добыче подземных вод на малых фермеров.

— Мой доклад на заседании профильной комиссии Совета законодателей касался вопроса улучшении качества жизни на селе, он вызвал серьезную дискуссию. В ходе работы Комиссии по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии я предложил распространить льготы по добыче подземных вод на малых фермеров. Такая льгота, как, например, упрощенная процедура лицензирования, предусмотрена законом «О недрах» для некоммерческих садоводческих и огороднических товариществ. Сегодня ЛПХ, КФХ, фермеры оформляют лицензии на общих основаниях, сроки рассмотрения заявок, регистрации и выдачи лицензии занимают до трех месяцев, получение лицензии требует существенных расходов на геологическое изучение недр, подготовку проекта, проведение экспертиз, обустройство санитарной зоны. Эти процедуры стоят от одного миллиона рублей. Для начинающих и небольших фермерских хозяйств подобные затраты равносильны банкротству.

Считаю, что для решения проблемы необходимо внести изменения в Федеральный закон «О недрах». Предложенные поправки не откроют путь к неконтролируемому использованию, но снимут бремя с тех, кто кормит страну. Вы знаете, что более 70% производства картофеля и овощей в стране приходится на долю малых форм хозяйствования? Введение льгот поможет удержать людей в сельской местности и укрепит продовольственный суверенитет России. Дискуссия была достаточно острой. Отмечу только, что наша инициатива нашла поддержку.

— Игорь Васильевич, если говорить о ближайших темах для нашего разговора, какие из них будут главными?

— Нам предстоит обсудить работу, связанную с тем, что Смоленск получил в этом году статус молодежной столицы России. Мы вернемся к теме увековечивания памяти участников СВО – и здесь будут важные новости. Обязательно обсудим тему патриотического воспитания в рамках партийных проектов «Единой России». Уверен, что, например, тема открытия аэропорта в Смоленске будет интересна смолянам с точки зрения привлечения сюда людей, а не как вариант «улететь» отсюда. И, конечно, поговорим и сделаем прогнозы о списках на выборы в Государственную Думу в этом году в разрезе отдельно взятой Смоленской области.

Светлана Парфенова

SmolNarod.ru