На уровне комитетов Совета Федерации прямо сейчас идет активное обсуждение законопроекта, внесенного минувшей осенью в Госдуму под номером 779131-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (о совершенствовании саморегулирования в строительстве)».
19 июня Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел совещание на тему: «Совершенствование системы саморегулирования в строительной отрасли». В ходе мероприятия активно дискутировали представители Минстроя России, Совета Федерации, национальных объединений СРО и предпринимательского сообщества.
По мнению законодателей и экспертов, система саморегулирования за годы существования доказала свою эффективность, но требуется донастройка, поскольку практика выявила ряд накопившихся проблем. Например, сегодня не установлен баланс между требованием законодательства к СРО (очищать отрасль, исключая недобросовестные компании) и тенденцией набирать как можно больше организаций в свои ряды, поскольку СРО существуют за счет членских взносов.
Еще одна важная проблема связана с тем, что в большинстве саморегулируемых организаций физически не знают о контрактах, которые заключают их члены, поскольку действующее законодательство позволяет подрядчику не сообщать такую информацию. Есть примеры, когда СРО не были в курсе проблем с исполнением контрактов, но незнание не освобождало их от выплат из компенсационных фондов.
В конце апреля 2025 года в Смоленске на Общем собрании членов А СРО ОСС большинством голосов были утверждены изменения в Устав и в Положение о членстве в саморегулируемой организации. С вопросами об этих изменениях и о планируемой на федеральном уровне донастройке системы саморегулирования мы обратились к Председателю Правления Ассоциации СРО «Объединение смоленских строителей» Вениамину Потапову.
— Вениамин Николаевич, не дожидаясь итогового принятия законопроекта о стандартизации, смоляне изменили Устав СРО и Положение, ужесточив требования к членам Ассоциации.
— На протяжении более 16 лет существования института СРО никто не отменял главный постулат: «Основная задача саморегулирования — обеспечить допуск на рынок добросовестных и соответствующих всем установленным требованиям компаний в области строительства, проектирования и инженерных изысканий». Проблематика, которая сегодня обсуждается на высшем государственном уровне, знакома нам не один год.
Участвуя в работе Всероссийского Съезда саморегулируемых организаций, слушая выступления Президента НОСТРОЙ Антона Николаевича Глушкова и других участников, я еще раз убедился в том, что наши проблемы не локальные, а имеют системный характер.
Таким образом, поручение Правления Ассоциации «Объединение смоленских строителей», данное в 2024 году своей юридической службе, разработать документы и внести изменения, которые бы ужесточили требования к членам региональной СРО, особенно в отношении участвующих в конкурсных процедурах, оказалось более чем своевременным.
25 апреля на Общем собрании мы приняли более жесткие нормативы в Положении и в Уставе, они прошли процедуру согласования, и на сегодня уже имеют в нашем СРО юридическую силу.
Отмечу, что полномочия, данные СРО Градостроительным Кодексом в статье 55.5 «Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации» в установлении требований к их членам, – это вполне работающий механизм, которым законно воспользовалась наша Ассоциация.
Адресую слова благодарности нашему Правлению, в котором больше половины членов — это руководители, имеющие колоссальный опыт еще с советских времен. И отдельное спасибо дирекции, которая пережила серьезный этап борьбы за выживание нашей СРО, когда мы никоим образом не нарушив закон, лишились компенсационного фонда из-за банкротства финансово-кредитной организации. Чтобы еще раз не попасть в ситуацию, когда под вопрос ставится реноме нашей СРО, авторитет смоленских строителей в целом, руководство Ассоциации решило пойти на опережение возможных рисков. А именно — строго в русле действующих положений законодательства использовать рычаги и механизмы, исключающие допуск на рынок недобросовестных компаний.
Например, мы прописали в Уставе обязанность членов СРО самостоятельно информировать Ассоциацию о намерении участвовать в процедурах заключения контрактов с применением конкурентного способа определения подрядчика одновременно с подачей документов на соответствующей площадке. Кроме того, необходимо уведомлять Ассоциацию в течение десяти дней о фактах неисполнения, просрочки исполнения, ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по договорам строительного подряда, в том числе по капитальному ремонту.
— В ходе заседания комитета Совета Федерации прозвучал упрек, что сами региональные СРО не готовы «фильтровать» своих членов, принимая всех подряд ради взносов и коммерческой выгоды.
— Уже всем, как говорится, на зубах навязли так называемые фирмы-«прокладки». Речь идет об организациях, которые, не имея материальных, трудовых и инженерных ресурсов, заявляются на торги, могут опустить цены и, соответственно, выиграть определенный подряд. А дальше встает вопрос: какими силами они это собираются выполнять? Возьмут субподрядчиков? Или возьмут аванс и закроют фирму? Смолянам нет нужды балансировать на грани, чтобы набрать положенный минимум для СРО в сто организаций. У нас их – под пятьсот. Положение о членстве и условия его получения в Ассоциации разработаны как раз таким образом, чтобы добросовестные, честно работающие строители не платили деньги из компенсационного фонда за недобросовестные компании, не страдали от их деятельности. Например, одно из требований — наличие материально-технической базы, ресурсов, необходимых и достаточных для выполнения строительных работ в соответствие с уровнями ответственности компании.
Мы также ужесточили требования, касающиеся уплаты взносов в течение года. Если строительная компания, член СРО, может выполнять подряды до 90 миллионов рублей (первый уровень ответственности), но при этом не в состоянии заплатить за свое членство (а это сумма, сопоставимая с уровнем минимальной оплаты труда), то тогда ей не место в нашей СРО, поскольку возникает вопрос о её финансовой состоятельности.
Фильтры необходимы. Но, увы, до сих пор существуют «коммерческие СРО-однодневки», готовые принимать кого угодно. Наверное, вы видели в интернете объявления о вступлении в СРО за два дня? В Смоленске этого точно нет. И не будет.
— В чем заключается общая польза поправок в Уставе и Положении для смоленской СРО в целом, понятно. А что дают нововведения ее отдельным членам?
— Случается, что организация не способна по факту выполнить заявленный объем работ не в силу какого-то злого умысла, а не оценив свои реальные возможности, сложность объекта, проблемы с документацией. Приведу пример. Строительная компания — член Ассоциации СРО «Объединение смоленских строителей» — в 2024 году выиграла торги в другом регионе, заключила договор, аванс не взяла, но и к работе не приступила. Теперь СРО за эту компанию вынуждена выплатить почти 16 миллионов рублей из средств компенсационного фонда. Но если бы мы в соответствии с новыми нормами Устава и Положения имели право на стадии торгов получить исчерпывающую информацию, то эту организацию смогли бы удержать от проблем.
Кстати, Ассоциация «Объединение смоленских строителей» одной из первых ввела должность заместителя генерального директора по безопасности, в чьи задачи входит мониторинг информации, находящейся в открытом доступе, и анализ рисков в деятельности членов СРО. И именно смоляне одними из первых ввели норму со стороны членов СРО — информировать нас об участии в торгах и госзакупках. Благодаря этому строительная организация одновременно получает и нашу юридическую помощь, и поддержку. И это позволяет превентивно избежать как проблем с исполнением контрактов для самой фирмы, так и выплат из компенсационных фондов — из общего «кошелька» всех членов Ассоциации. В Уставе, в статье 6, закреплены права членов нашей СРО, например, непосредственно обращаться в Ассоциацию за содействием и помощью в защите своих интересов; пользоваться консультационными, информационными и иными услугами Ассоциации в пределах ее компетенции; получать информацию о деятельности Ассоциации и ее органов управления.
— Вениамин Николаевич, насколько актуально, на ваш взгляд, принятие закона о совершенствовании саморегулирования в строительстве?
— Смоленская СРО безусловно поддерживает саму идею донастройки системы саморегулирования. «Объединение смоленских строителей» в свое время обратилось в Смоленскую областную Думу, и региональный парламент выступил с законодательной инициативой. В итоге Госдумой был принят федеральный закон «О внесении изменений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Суть предложения, подготовленного в Смоленской области, заключается в том, что саморегулируемые организации страны, работающие по упрощенной системе налогообложения, получили возможность направлять средства от размещения компенсационных фондов на уплату налогов. И это только маленькая часть в системе саморегулирования, требовавшая усовершенствования.
Поддерживаю позицию Национального объединения строителей о необходимости создания стандартов для СРО, включающих единые требования к членству, основания для исключения компаний и меры дисциплинарного воздействия. Очень правильно, что от экспертов сегодня звучат предложения вернуть СРО статус участника государственных закупок для активного контроля.
Наверное, предусмотреть всё и сразу в тексте закона невозможно, но основные направления «совершенствования», обсуждаемые на уровне Минстроя России, Совета Федерации, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, предпринимательского сообщества, экспертов, действительно актуальны.
Автор: Светлана Парфенова