Смоляне узнали, что общего у железнодорожного вокзала с Эйфелевой башней

Культура

Станция стала локацией для экскурсий в рамках проекта «Смоленск изнутри»

В областном центре реализуется проект «Смоленск изнутри», благодаря которому местные жители и гости города могут бесплатно посетить интересные места – памятники архитектуры. Под руководством Марии Демочкиной состоялась экскурсия на железнодорожный вокзал станции Смоленск – одного из немногих «островных» вокзалов России.

Присутствующие узнали, что связывает Смоленск с Парижем, а также «рассекретили» тайную комнату. Корреспондент SmolNarod прогулялся по историческим залам и заглянул в одну из «башенок», в которой работает «голос» вокзала.

Частичка Парижа на смоленском вокзале

Встреча началась с рассказа экскурсовода об истории смоленской станции. До Великой Отечественной войны здесь было два здания, стоявших параллельно друг другу и соединенных аркой с часами. Во время военных действий вокзал разрушили, на его месте возвели деревянную постройку. Нынешний вокзал построен в 1949-1951 годах архитекторами Борисом Мезенцевым и Михаилом Шпотовым.

— Почему же два вокзала? В начале прошлого века через Смоленск проходили две железные дороги: Риго-Орловская и Московско-Брестская. Здания соединялись аркой, на которой размещались электрические часы, выполненные по проекту инженера-изобретателя Николая Ромейко-Гурко. Именно он разработал светящиеся электрические часы на Эйфелевой башне. По его проектам также сделаны часы на вокзалах в Москве и в Петербурге, — рассказала гид-экскурсовод по Смоленской области Мария Демочкина.

По ее словам, торжественное открытие вокзала состоялось в 1860-х годах. Мероприятие, на которое выделили около 50 тысяч рублей, можно было назвать помпезным: гостей угощали не только водкой, но и шампанским. А повара пригласили специально из Северной столицы.

Первый поезд в Смоленск приехал из Белоруссии – из города Витебск. Сложностью для первых пассажиров стала неразбериха с расписанием движения составов. Конечно, в те времена было непросто рассчитать, во сколько, куда и откуда отбывает и прибывает поезд. Возникали трудности и в донесении этой информации до путешественников.

 — Кстати, наша станция имела статус «первый класс» из четырех возможных. Первый отличался от других тем, что на станции можно было ремонтировать поезда. Кроме того, пассажирам первого класса проводники лично приносили кипяток, а остальным – нет, им самостоятельно приходилось выходить за горячей водой, — отметила Мария.

В военное время вокзал разрушили немцы – первая бомба упала летом 1941 года. При этом здание, которое мы привыкли видеть сейчас, возведенное архитекторами в середине прошлого века, подверглось серьезной критике со стороны Москвы. Строительство посчитали одним из самых дорогостоящих в СССР.

А «башенки» (о них мы расскажем ниже – прим.ред.) и вовсе называли архитектурными излишествами.

 — Пожалуй, главная черта сталинской архитектуры – масштабность. Если сейчас из залов вокзала убрать сиденья для пассажиров, то останутся колонны и высокие потолки. Даже в наши дни здесь можно было бы проводить пышные балы.

Ильф и Петров называли вокзал «воротами города». С какой стороны на него ни посмотри, мы видим бирюзовый фасад с белоснежными декоративными наличниками на дверях и окнах, карнизами, полуколоннами и окантовками… Кроме того, это один из немногих «островных» вокзалов в России, то есть по его обеим сторонам проходят железнодорожные пути.

При этом генплан восстановления Смоленска подразумевал местонахождение вокзала в другом месте – возле церкви Петра и Павла. Вероятнее всего, на месте нынешнего пригородного вокзала. Но эту идею, как мы видим, не воплотили в жизнь, — рассказала Мария Демочкина.

«Башенка» с диктором и тайная комната

Экскурсия продолжилась внутри вокзального комплекса. Мы заглянули в кабинет диктора, расположенный в одной из башен здания. К «голосу» вокзала – Марине Стефановой – присутствующих сопроводил ведущий инженер по транспортной безопасности Алексей Зверев.

Так исторически сложилось, что главная функция диктора не только говорить в микрофон, но и наблюдать свысока прибытие и отправление поездов, поэтому работник и «поселился» в «башенке». Правда, сейчас его должностные полномочия нивелировались, развитие технологий упростило работу. В настоящее время вокзалы оснащаются Централизованной системой информирования пассажиров, с ее помощью автоматизируется процесс оповещения граждан о графике движения поездов (путь, время прибытия) и так далее. Объявления генерируются и воспроизводятся синтезированным голосом в нужное время.

— И, хотя технологии позволяют существенно снизить нагрузку на дикторов, их профессия по-прежнему остается одной из важных. Пассажиры нас не видят, но именно мы предоставляем им всю необходимую информацию, — рассказала SmolNarod Марина Владимировна, работающая в этой должности четыре года.

По ее словам, один из старейших сотрудников смоленского вокзала – Людмила Филимонова. Она проработала диктором 37 лет и совсем недавно ушла на пенсию.

— В мои функции входит объявление о задержках поездов, о «потеряшках» или забытых вещах, — продолжила Марина Стефанова. — Есть и отдельная услуга по информированию. Например, встречающий по каким-то причинам не смог найти человека – обращаются ко мне с просьбой объявить в микрофон о том, что пассажира ожидают около центрального входа. Случается и романтика: парень просит прочесть стихи для девушки. В наши дни также актуальными стали объявления для ребят, которые служат в зоне СВО. Их обычно заказывают родители, близкие или друзья.

После встречи с диктором из «башенки» присутствующих ожидало еще одно «секретное» место – тайная комната.

Сюда не могут просто так попасть все желающие, но в рамках проекта «Смоленск изнутри» – пожалуйста. В этом помещении когда-то размещался легендарный ресторан «Гудок». На потолке сохранилась необыкновенной красоты фреска с изображениями Спасской башни московского Кремля и одной из башен Смоленской крепостной стены.

— Этот ресторан стал чуть ли не единственным местом, в котором в 80-е годы продавался алкоголь. Заведение работало круглосуточно или как минимум до поздней ночи. Одна из смолянок вспоминала, что ей было всего семь лет, когда она приходила сюда с отцом. По ее словам, у дубовых резных дверей в те времена стояли швейцары. Некоторые источники утверждают, что в ресторан невозможно было попасть без предварительной брони. «Гудок» было неофициальным названием, а официальным – «Дорожный», — рассказала Мария Демочкина.

Возможно, вместо тайной комнаты здесь однажды появится зал повышенной комфортности, хотя обсуждались планы и о воссоздании ресторана.

Картинная галерея и «депо изнутри»

Как часто вы обращали внимание на картины на стенах смоленского вокзала? В рамках экскурсии собравшиеся рассмотрели репродукции полотен Серова «Ходоки у Ленина», Кившенко «Военный совет в Филях», Непринцева «Отдых после боя» и Шишкина «Рубка леса». По словам Марии Демочкиной, картины «Смоленск православный» и «Смоленск Великокняжеский», написанные художником Булдаковым, — это единственные подлинники.

Присутствующим на экскурсии, например, интересно было узнать, чьими глазами художник увидел Военный совет в Филях, на котором фельдмаршал Михаил Кутузов собрался с командирами соединений и начальниками штабов. Они принимали важное решение – оставлять Москву Наполеону или нет.

— Если посмотреть в левый верхний угол, то мы увидим маленькую девочку Малашу. Это дочка крестьянина Михаила Фролова, в чьей избе и состоялся совет. Ее глазами художник будто бы увидел событие инаписал свою знаменитую работу, — отметила Мария.

Далее она рассказала, что «Рубка леса» — одно из первых полотен, созданных во время поездки Ивана Шишкина на Валаам и показывающая величие русской природы. А картина «Ходоки у Ленина» Владимира Серова до сих пор вызывает много споров. На холсте художник уместил вождя и трех крестьян в полушубках за маленьким столом.

— Есть мнение, что Серов скопировал композицию американского художника Талли Филмуса, который написал картину «Встреча у раввина». Полотна очень похожи. При этом Филмус никогда не ставил на обороте дату создания своих работ,– продолжила экскурсовод.

Поразительное сходство поз и расположения персонажей вплоть до мельчайших деталей и вызывает дискуссии до сих пор: одно произведение будто бы написано на основе другого. Кто же из художников «сплагиатил», остается загадкой.

Замысел картины «Отдых после боя» Юрию Непринцеву подсказала поэма уроженца Смоленской области Александра Твардовского «Василий Теркин».

— Эта картина так понравилась лидеру одной из стран, что он попросил ее подарить. В итоге оригинал уехал за границу. Но Непринцев при жизни написал еще две картины, — отметила Мария.

Куда же отправился первый оригинал? В Китай! Картину подарили руководителю КНДР Мао Цзэдуну. В 1953 году Непринцев написал вторую авторскую версию для Георгиевского зала большого Кремлевского дворца, а в 1955 году – третью для Третьяковской галереи.

Завершился экскурс по картинной галерее осмотром двух подлинных полотен художника из Санкт-Петербурга Анатолия Булдакова. У него имеются смоленские корни. Сам автор вспоминал, что часто бывал в областном центре в детстве, когда приезжал к бабушке. На вокзале он всегда любовался репродукциями картин, но и подумать не мог, что через десятки лет здесь появятсяего собственные работы. «Смоленск православный» — это масштабная панорама города с высоты птичьего полета, а «Смоленск великокняжеский» — город начала XIII века.

Но перейдем от «высокого» к трудовым будням работников моторвагонного депо Смоленск-1.

Заместитель начальника предприятия по кадрам и социальным вопросам Николай Семенов провел экскурсию по важному объекту. Он рассказал о работе по обслуживанию и ремонту подвижных составов, а также о предрейсовой подготовке машинистов и поездов к перевозке пассажиров:

— Мы ремонтируем и обслуживаем дорожный состав пригородных поездов. Машинист привозит машину с линии, а другие специалисты внимательно проверяют ее и допускают в следующий рейс. Смотрят всё – от крыши до колес! Каждый поезд моют снаружи специальными средствами, а сотрудники перед рейсом проходят тщательный медицинский осмотр.

Все желающие также смогли ощутить себя настоящими машинистами, прокатившись по виртуальной железной дороге на дизель- и электропоездах.

 

В депо есть специальные обучающие классы с тренажерами, где будущие специалисты отрабатывают навыки вождения и действия в различных нестандартных ситуациях.

Как всё это происходит, смотрите сами:

 

Моторвагонное депо изнутри — в фотографиях Марины Камешевской:

«Конкурс, как в лучшие вузы страны»

Проект «Смоленск изнутри» — это бесплатные экскурсии при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и правительства Смоленской области. Смоляне или гости города могут ознакомиться с расписанием в ВК-группе и оставить свой комментарий с просьбой посетить тот или иной объект.

 — Попасть на такой «сеанс» непросто. Конкурс — как в лучшие вузы страны, доходит до 10 человек на место. Поэтому организаторы разыгрывают бесплатные билеты с помощью генератора случайных чисел. Всех взять не можем, так как каждый раз желающих в разы больше, чем мест. Переходите в группу, оставляйте свои комментарии, и пусть вам улыбнется удача, — отметила в разговоре с нашим изданием Мария Демочкина.

В рамках проекта смоляне также могут посетить реставрационные мастерские музея-заповедника, Дворец бракосочетаний, Дворец творчества (бывший дом купца Будникова), здания правительства и городской администрации, детскую художественную школу (бывший дом губернатора) и другие. Во втором сезоне проекта для жителей областного центра организованы свыше 30 мероприятий, включая лекции в необычных локациях.

SmolNarod.ru