Почти канувшие в лету легенды «смоленского колизея» дошли до современников

Культура

Храм является самым ярким образцом классицизма в регионе

Впечатляющие руины Храма Покрова Пресвятой Богородицы — «смоленского колизея» — находятся на окраине деревни Черепово, рядом с шоссе, которое ведет на Хиславичи. Церковь XIX века является не только памятником архитектуры регионального значения, но и самым крупным и сложным образцом зрелого классицизма в Смоленской области.

Почти канувшие в лету легенды «смоленского колизея» дошли до современников
Фото: hislav.admin-smolensk.ru

За столетия облик почти не изменился

Предположительно, начальный этап строительства совпадает по времени с восстановлением Храма Господня в Иерусалиме после сильного пожара 1808 года. Точное авторство Покровского храма неизвестно по сей день: изначально считалось, что оно принадлежит неизвестному архитектору из Санкт-Петербурга, однако в ходе исследований оказалось, что он может быть московским. Кроме этого, есть версия что губернский архитектор Смоленска Михаил Слепнев, который работал в конце XVIII — начале XIX веков, мог принимать участие в проектировании.

Потомки местных жителей рассказывали, что участие в строительстве храма принимали обитатели деревни. Кирпич для кладки передавали живой цепочкой на протяжении восьми километров от завода графа Салтыкова в деревне Селезеньки.

Почти канувшие в лету легенды «смоленского колизея» дошли до современников
Фото: SmolNarod

Богослужения в храме начались в 1824 году (по другим данным — в 1827-м) и продолжались до 1940 года. 29 июля того года в «Книге учета церквей по Смоленской области» уточняется следующее: «дер. Черепово, Покровская цер.. не закрыта 1824 г находится в разрушенном виде».  В архивных источниках XIX века сказано, что кирпичная церковь в смоленском селе Черепово построена на месте или рядом с более ранней — деревянной. На карте губернии, датированной 1773 годом, село “Черепова” отмечено крестом, то есть на тот момент храм уже существовал.

Почти канувшие в лету легенды «смоленского колизея» дошли до современников
Фото: hislav.admin-smolensk.ru

Здание сильно пострадало в 1943-м в ходе боев при артиллерийском (или танковом) обстреле, а в руины его превратили дальнейшие попытки подрыва и разбор кирпича на хозяйственные нужды и строительные материалы. Примечательно, что с тех лет облик храма практически не изменился.

Почти канувшие в лету легенды «смоленского колизея» дошли до современников
Фото: SmolNarod

В 2013 году церковь передали в ведение Русской Православной Церкви, вплоть до сегодняшнего дня ведется сбор средств на восстановление объекта, а в интернете можно найти проект реконструкции. 1 марта 2016 года во временном храме была проведена первая с 1941 года литургия.

Сохраняя традиции

В самом здании сохраняется традиция трехчастного храма: храм, трапезная, колокольня, расположенные по продольной оси, и ротонда.

Диаметр ротонды — 24 метра, а ее стены разделены на 24 части пилястрами. Между ними в два яруса расположены окна. На куполе, который перекрывал ротонду, находился барабан меньшего диаметра — он, как и верхний ярус, были разрушены во время войны. Общая высота вместе с крестом, находившимся на еще одном барабане с куполом, составляла 38 метров.

Наружные стены здания были оштукатурены и выкрашены, что является характерным для архитектуры классического стиля.

Почти канувшие в лету легенды «смоленского колизея» дошли до современников
Фото: SmolNarod

Сегодня некогда величественный храм продолжает становиться частью природы. Стены “украшают автографы” посетивших это место, кладка кирпича осыпается буквально на глазах, а растения пробиваются и на самых высоких местах.

На территории разрушающегося храма, вероятно, местные жители постелили доски, благодаря чему создается ощущение, будто это место до сих пор живет и не покинуто человеком до конца.

Когда-то вдоль боковых стен находились колонны, о которых теперь напоминают только торчащие связи.

Забытые легенды

Валентина — уроженка Хиславичского района, которая некоторое время жила в Черепово, рассказала, что после Великой Отечественной войны, когда церковь пострадала, ее пытались взорвать, однако она устояла.

“Убрать руины хотели по двум причинам: чтобы использовать стройматериалы и чтобы не пострадали дети — они постоянно там лазили, а церковь ведь высокая, повсюду обломки кирпичей, что-то вроде арматуры…” – рассказала женщина.

Почти канувшие в лету легенды «смоленского колизея» дошли до современников
Фото: SmolNarod

По словам смолянки Инны, которая в детстве часто бывала летом в Черепово, версия о том, что храм строили, передавая кирпичи “из рук в руки”, — правдива. Местные рассказывали, что тракта в то время не было, поэтому мужчины, женщины и дети выстраивались “чуть ли не до Смоленска” и передавали кирпичи по живой цепочке.

Среди местных жителей ходили байки о том, что в церкви спрятан клад. В детстве Инна вместе с другими ребятами ходила по руинам и проверяла прутиками кирпичи: вытаскиваются они или нет. Согласно легендам, сундук с золотом и драгоценными камнями не закопан, а замурован в стенах, однако найти так ничего и не удалось.

“Была легенда про Черного монаха. Это якобы был призрак, который по закону жанра хотел как-то навредить всем, кто полезет в церковь. Монаха намеренно взрослые выдумали, чтобы детей отпугивать от руин, потому что там действительно опасно было”, – рассказала смолянка.

Примечательно, что эта “страшилка” действовала не только на детей: ни один алкоголик на руинах не пил — делали это где угодно, но не в церкви из-за суеверий. Среди местных также ходила легенда, что в озере около церкви водятся кикиморы.

SmolNarod.ru