Филолог Каяниди пояснил, почему в смоленских сказках герои – мельник и черт

Культура

И откуда пошла фраза: «в тихом омуте черти водятся»

В молодежном центре «Пушкинский» в Смоленске прошла лекция кандидата филологических наук и доцента СмолГУ Леонида Каяниди. Исследователь рассказал об особенностях сказок региона и необычных деталях, которые отличают их от многих похожих зарубежных историй.

Леонид Каяниди отметил, что сказка про «чертову невесту» встречается только в Смоленской области. Это история про бедного юношу, который идет к черту, чтобы тот помог ему найти невесту. Черт отводит его на болота и выдает замуж за героя одну из трех девушек, проживающих в его хоромах. Позднее оказывается, что невеста – это дочь мельника, а черт – его кум. После свадьбы нечистый убивает героя и его соседа.

Филолог Каяниди пояснил, почему в смоленских сказках герои – мельник и черт
Фото: SmolNarod

«Стоит обратить внимание на связь черта и мельника. По народным представлениям мельник и черт – это комплементарная пара, зачастую они являются кумовьями друг другу, то есть некровными родственниками. Дело в том, что по народным представлениям мельник относится к знающим людям, то есть обладающий связью с нечистой силой, потому что мельник живет на краю села – на границе освоенного и неосвоенного пространства», – поясняет Леонид Каяниди.

На Смоленщине встречается и интерпретация сказки о Коте в сапогах, в которой также фигурируют и мельник, и черт. Исследователи установили, что, скорее всего, известный сюжет берет свое начало в центральной Азии, а первым «котом в сапогах» была лиса. Позднее история стала распространяться в Испании, Франции, Болгарии, Румынии, Украине, Беларуси, Прибалтике и северной Европе. В разных странах «кот в сапогах» был шакалом, газелью, кроликом и обезьяной. В Италии животное приобрело популярный образ кота, там же герой обзавелся сапогами.

Филолог Каяниди пояснил, почему в смоленских сказках герои – мельник и черт
Фото: SmolNarod

Что примечательно, на Смоленщине «кот в сапогах» – это мельник. Смоленская сказка рассказывает историю Ивана, который отправляется на поиски невесты. Герой переходит мост и встречает мельника, который обещает ему помочь. Иван соглашается. В облике испанского королевича герой сватается к дочери царя. Девушка замуж за Ивана не хочет и обращается за помощью к черту, который живет у нее под подушкой. Позднее мельник убивает царя и его дочь, а Ивана просит в качестве оплаты за помощь прогнать всех чертей с мельницы. После этого мельник становится новым атаманом чертей.

Филолог отмечает, что для фольклора большая редкость, когда зооморфный помощник героя заменяется на человека. Почему же смоляне сделали своим «котом в сапогах» мельника? Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако можно предположить, что некоторое пристрастие смоленских сказок к мельнику как к своему персонажу произошло из-за распространенности этой профессии:

«По состоянию на 1780 год на Смоленщине насчитывалось 992 мельницы, это довольно большое количество. В основном это были водяные сооружения. Кстати, пословица “в тихом омуте черти водятся” связана с омутом, который находится рядом с водяной мельницей», – пояснил Леонид Каяниди.

Ранее мы писали о том, что до современников дошли почти канувшие в лету легенды «смоленского колизея». Речь идет о Храме Покрова Пресвятой Богородицы, руины которого находятся на окраине деревни Черепово, рядом с шоссе, которое ведет в Хиславичи.

SmolNarod.ru