В «багаже» приграничного облцентра — нигилизм, «местный аутизм», постмодернизм и принципиальный «пофигизм»
Нужны ли Смоленску туристы? Существует ли в характере смолян такое понятие, как гостеприимство? Кому здесь находиться комфортнее – своим или приезжим? Зачем самим жителям города нужны толпы чужаков? И кто вообще в регионе занимается туризмом?
Два с лишним десятилетия, которые стали для автора смоленским периодом, наверное, дают право рассуждать не как «понаехавшему гостю», а как вполне себе легитимному горожанину. Первое, что хочется сказать: «Смоленск, я люблю тебя всем сердцем». Второе, что однажды, лет 20 назад, сорвалось в сердцах: «Лучший подарок смолянину – это билет отсюда в один конец». Как же могут ужиться вместе любовь и пожелание уехать? Только в формуле: «Мы останемся здесь, чтобы вам было, куда вернуться».
Смоленский туризм – «у семи нянек дитя без глаза»
Прежде, чем рассказать о том, как смоляне ценят в 2023 году свой вот уже 1160 лет как «град велик и мног людьми» — маленькое упражнение для «знатоков официальных формулировок». Итак, 28 февраля 2018 года официально опубликовано Постановление Администрации Смоленской области под номером 90 «О переименовании Департамента Смоленской области по культуре и туризму в Департамент Смоленской области по культуре».
Орган исполнительной власти тогда «потерял» туризм. Чем-то туристическим, и заодно – и аттестациями экскурсоводов — занялись в Департаменте инвестиционного развития. Но совсем недавно, в июне 2023 года, свершилась маленькая, почему-то прошедшая незаметно «революция». Департаменту культуры снова добавили (где только можно) на четырех страницах официального Постановления слово «туризм», (а у «инвестиционного развития» соответственно – слово это забрали).
Документ от 30.06.2023 года №352 (опубликован 5.07.2023) назывался «О внесении изменений в Положение о Департаменте Смоленской области по культуре».
Туризм этим летом вновь стал «культурным». Но ни в одном названии ни одного органа из списка исполнительной власти региона не фигурирует. Так есть он или нет?
Смоленский нигилизм: «парящий фаллос» наш ответ всем…
Давным-давно довелось мне общаться с Геннадием Ражневым, автором книги «Герб Смоленска», изданной в 1993 году.
До сих пор помню, что поразило в исследованиях автора книги. Цитирую:
«В одном из берлинских музеев хранится гемма «Крылатый фаллос», описанная в книге А. Фуртванглера. Её фотография имеется и в фондах Государственного Эрмитажа. Выполненная из светло-зеленого камня в прекрасном греческом стиле, она без сомнения напоминает зрителю смоленский герб».
Автор не утверждал стопроцентно, но приводил доводы разных источников. Например, что «князь смоленский (в качестве печати на письме) выбирал то изображение, которое ему больше нравилось, и которое лучше выражало его политическое положение и отношение к Орде или Великому князю»… Так это или нет, но исторически (и до сих пор) смоленское отношение к всяческим ордам (полякам, французам, немцам) вполне подходит к княжеской печати.
Ну, а если о величии говорить. Смоленское княжество около 300 лет, в том числе при князе Ростиславе было великим – Великим княжеством Смоленским… И под руку Ростислава просились окрестные земли. И князю Долгорукому до него было, как до Луны…
Рославль в Смоленской области – единственный, помнящий о Ростиславе. Много веков спустя после жизни этого князя, которого Киев дважды звал к себе, а местные (смоляне) за десятки верст шли, чтобы встретить по дороге и принести подарки, наверное, не было ни одного госдеятеля в России столь же любимого народом, и столь же мудрого. Может, память о том, что Смоленщина была Великим княжеством, проскальзывает в Краснинском районе, где приграничная речка Мерея делит Беларусь и Россию. Со стороны белорусских Лядов все понятно, а с нашей стороны не стоит почему-то знак «Россия», — только табличка – «Смоленская область».
Если уже продолжить про нигилизм, то прямо сегодня, в 2023 году ярким примером становятся даже знаки «Смоленская область» вдоль автомобильных трасс, осыпающиеся и ветшающие, не помнящие, кто ими занимается. А какая разница? Если отношение ко всему много веков – «крылатый фаллос».
Местный аутизм
Невозможно не сказать слова признательности и одобрения в адрес смоленских краеведов и экскурсоводов. Это по сути своей – подвижники. Но краеведы иногда мало что понимают в туризме, как в отрасли, приносящей деньги. У нас есть исследования о самых сокровенных глубинах жизни дворянских усадеб, зданий и сооружений. Но нет понимания того, что «туризм» — история в первую очередь про рубли. Восстановим храм или усадьбу, вложим кучу денег. И что?
Без дорог, без кафе, без гостиниц, без зрелищ, – это останется мертвым камнем. Любые руины можно обыграть так, что к ним, рассыпающимся на глазах, полноводной рекой потекут деньги тех, кто приедет на них посмотреть. И уже этих денег хватит на милый сердцу реставраторов труд и реконструированный «новодел». Не надо вкладывать миллионы в заросшие травой исторические памятники. Надо вкладывать деньги в то, чтобы выкосить траву, устроить праздник, накормить, спать уложить, продать сувениры и развлечь гостей. Если мне не верите, то вот впечатление живых людей в 2020 году 6 мая.
Отзыв «Смоленск — город, куда я точно больше не поеду. Рассказываю, почему»: «Возможно, я пробыл в Смоленске очень мало, не разглядел много интересного и красивого, и нужно съездить еще раз? Потому что вот сейчас — я бы больше туда не поехал. А, например, в Ярославль или Владимир готов гонять каждый год. Не говоря о маленьких городках, типа Вереи или Сергиева Посада, или Серпухова»…
Даже великолепные отзывы о Смоленске, но с уточнением: «мэра – на кол» — приводить не будем. Мы же, местные, 365, а когда и 366 дней в году всё видим сами. Зимой в Смоленск приезжать нельзя. Ибо снег, колеи и непроходимость. Весной сюда – ни ногой, потому что пыль столбом и вдоль дорог грязь и намёт. Летом – не надо: вскрыты сети, ремонт дорог и ограничения движения. Осенью всё бы хорошо, но дожди и холод… Когда Смоленск кого-то ждет? Получается – никогда?
Но нет. Туризм на Смоленщине не ограничивается только волей и неволей административных решений. В город едут, встречи с ним ждут. А чего не хватает нам для счастья и наполнения бюджетов, читайте в следующем материале на SmolNarod.
Светлана ПАРФЕНОВА