Маринованные огурчики или конфеты, чипсы или острые куриные крылышки — у каждого человека есть любимая еда или еда, которую хочется есть каждый день в больших количествах.
У некоторых людей есть интересные пристрастия, о которых не все знают. Кому-то нравятся определенные продукты и блюда, кому-то нет.
Это нормально, и предпочтения в еде формируются под влиянием генов, семейных привычек и личного опыта.
Кому-то нравится острая пища, а кому-то — сладкая. Но в то же время вкусовые предпочтения могут многое рассказать о человеке. В некоторых случаях предпочтение тех или иных продуктов питания может быть даже косвенным признаком заболевания.
Екатерина Кашух, гастроэнтеролог, врач специализированной лаборатории «Гемотест», объяснила, что скрывается за тягой к шоколаду и соленой рыбе.
Например, иностранцев удивляет привычный для россиян холодец. А вот шведское национальное блюдо сюрстремминг (ферментированная сельдь) большинству россиян покажется неаппетитным.
Негативный жизненный опыт также имеет значение. Человек, у которого в детстве от супа горел рот, может не любить это блюдо долгие годы.
Негативный опыт, не имеющий ничего общего со вкусом, может определять и влиять на пищевые предпочтения.
Восприятие пищи складывается не только из информации, получаемой вкусовыми рецепторами (острый, соленый, сладкий, кислый, горький), но и из текстуры, температуры, аромата и подачи.
Вкусовое восприятие человека развивается и изменяется на протяжении всей жизни. У маленьких детей в несколько раз больше вкусовых рецепторов, чем у взрослых, и поэтому они более чувствительны к пище.
Пища, которая кажется взрослому соленой и пикантной, может показаться ребенку слишком острой или соленой. С возрастом вкусовые рецепторы постепенно ослабевают.
«Поэтому удовольствие от употребления оливок, ароматных сыров, острых соусов, маринадов и солений с возрастом исчезает», — говорит Екатерина Кашух.
В большинстве случаев предпочтения к тем или иным блюдам отражают только индивидуальность человека и национальную кухню, к которой он привык с детства.
Однако внезапная тяга к тому или иному вкусу может свидетельствовать и о физическом недомогании.