Святые отцы рассуждали о взаимосвязи между грехом и болезнью, указывая на их первопричины и взаимозависимость.
Они утверждали, что болезнь — это одно из проявлений смертного бытия. Однако не каждый недуг следует рассматривать как божественное наказание за грехи; многие из них представляют собой просто последствия. Даже праведники страдали и продолжают страдать от тяжёлых заболеваний. Вера христиан ставит духовное здоровье выше телесного благополучия.
Христианский богослов Иоанн Лествичник говорил, что недуги на самом деле направлены на очищение людей от грехов. Он свидетельствовал о том, как во время тяжёлых болезней некоторые избавлялись от душевных страстей.
Учитель Церкви IV века Ефрем Сирин также подмечал, что именно в моменты болезни люди часто начинают искать Бога, осознавая необходимость духовной поддержки. Старец Макарий Оптинский отмечал, что недуги могут привести человека к разочарованию в земных соблазнах и заставляют задуматься о вечной жизни.
Святитель Иоанн Златоуст настаивал на том, чтобы больные проявляли терпение, ведь Бог, никогда не оставляющий людей, будет прославлять их стойкость.
Епископ Тихон Задонский учил, что болезнь ослабляет тело, но укрепляет душу. Он проводил параллель между недугом и солью, заявляя: «Как соль сохраняет мясо и рыбу от гниения, так и болезнь охраняет человеческий дух от греховного разложения», как пишет Дзен-канал в «Православная жизнь».