Руководители смоленских вузов спрогнозировали судьбу магистров и бакалавров

В ректоратах рассказали, как отмена Болонской системы скажется на высшей школе

Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию призвал вернуть российские вузы к традиционной системе высшего образования со сроком обучения от четырех до шести лет. Закономерно возник вопрос о судьбе магистратуры. Ответ на него, хоть и размытый, глава государства всё же дал: студенты могут продолжать обучение в магистратуре – в случае необходимости. Ясности больше не стало.

Вскоре помощник президента Андрей Фурсенко заявил, что дипломы выпускников вузов со степенью бакалавра по аналогии с советской системой будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании. Макет новой системы, которая придет на смену Болонской, появится лишь к концу года в виде федерального государственного образовательного стандарта. При этом процесс перехода на нее предполагается начать уже в 2023-2024 учебном году.

Чтобы разобраться в происходящем, SmolNarod решил побеседовать с руководителями трёх смоленских вузов: СмолГУ, СГСХА и СГУС. Каждому из них направлялись одинаковые вопросы. Ответы оказались несколько противоречивыми.

Как возврат к традиционной системе подготовки специалистов скажется на системе высшего образования в целом? Ожидается ли период турбулентности?

Руководители смоленских вузов спрогнозировали судьбу магистров и бакалавров
Фото: smolgu.ru

СмолГУ, и.о. ректора Юлия Устименко: 

Система высшего образования России адаптивна: ее построение происходит на протяжении всего постсоветского периода, и в этом смысле оснований говорить о турбулентности нет.

Важно помнить, что опыт внедрения Болонской системы и уровней получения высшего образования, связанный с ней, не повлек полного отказа от специалитета — он сохранился на тех направлениях подготовки, для которых был продуктивным и оправданным.

СГУС, и.о. ректора Алексей Обвинцев:

Возврат к традиционной системе подготовки специалистов, на наш взгляд, скажется положительно, потому что Болонская система подразумевает сокращение количества занятий по специальным дисциплинам за счет потери одного года обучения и за счет сокращения количества самих специальных занятий в пользу предметов общего характера. Поэтому бакалавр, по сравнению со специалистом, менее подготовлен. Кроме того, Болонская система привела к сокращению практики студентов, которая начиналась в программе специалитета на старших курсах. В итоге сейчас выпускник не имеет достаточной практической подготовки. Будучи отраслевым образовательным учреждением, наш вуз столкнулся с данной проблемой.

Переходный период, на наш взгляд, будет непростым, потому что влечет за собой достаточно много изменений. В частности, это касается тех выпускников, которые получили образование уровня «бакалавриат», но не успели отучиться в магистратуре, а хотели бы. Здесь все будет зависеть от переходного периода. Вероятно, тем, кто заканчивал бакалавриат, будет позволено доучиться в рамках магистратуры. Если двухуровневая система бакалавриата и магистратуры будет безальтернативно заменена на специалитет, это потребует от каждого вуза большой работы по изменению учебных планов и программ.

В любом случае Минобром России и нашим учредителем, Минспортом России, по данному вопросу будут направлены соответствующие указания в отношении механизма реализации принятых решений. 

СГСХА, врио ректора Татьяна Рыбченко:

Когда говорят о выходе России из Болонского процесса, широкая аудитория воспринимает это как однозначный возврат к прежней модели исключительного специалитета. Но так уже не получится. Нельзя подвергнуть систему серьезным изменениям, а потом просто все отменить и вернуться в прежнюю точку. Так не бывает.

Министр образования и науки Валерий Фальков заявил, что отказ от Болонской системы в России не будет означать отказ от бакалавриата и магистратуры. Он пояснил, что, во-первых, выпускники школ «симпатизируют этим форматам образования», во-вторых, многие россияне получили степень бакалавра и без степени магистра не смогут двигаться дальше из-за квалификационных требований к должностям. В-третьих, система стала привычной и для иностранных студентов в России. По словам Фалькова, будущее — за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры.

Хотелось бы отметить, что переход к новой системе образования в России будет зависеть от принятия соответствующего закона. При этом те, кто уже поступил к этому времени в вузы, продолжат обучение по программам, по которым они были приняты.

Министерство науки и высшего образования обозначило, как оно видит контуры новой системы. Она не отменяет бакалавриат и магистратуру. По некоторым специальностям предполагается только специалитет. Например, у инженеров. Он у них и сейчас преобладает.

В магистратуру же должны идти за специализированными знаниями. В новой системе люди с высшим образованием смогут поступать в магистратуру или ординатуру «на конкурсных началах». Причем, в отличие от сегодняшней ситуации, как отмечает Валерий Фальков, обучение в магистратуре планируется бесплатным на базе любого базового высшего образования, тогда как сейчас люди, имеющие диплом специалиста, могут поступить в магистратуру только на платной основе.

Дипломы бакалавриата при этом продолжат котироваться в России. А студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам. Изменения в работе преподавателей и студентов в связи реформацией системы высшего образования также будут минимальны, эту четкую позицию отмечает  в своем выступлении глава Минобрнауки.  

Магистратура приказала долго жить?

СмолГУ, и.о. ректора Юлия Устименко:

Речь в дискуссиях, открытых осенью 2022 года, идет скорее о расширении специалитета и его преимущественном развитии. Произойдет ли полный отказ от магистратуры, покажет сформированная нормативная база, которая появится в соответствии с поручением президента.

СГУС, и.о. ректора Алексей Обвинцев:

Руководители смоленских вузов спрогнозировали судьбу магистров и бакалавров
Фото: smoluniversport.ru

В настоящее время в рамках Болонского процесса имеется проблема, например, в отношении людей, закончивших технический вуз и изъявивших желание поступить в магистратуру по направлению «Спорт» (к примеру), то есть имеющих намерение сменить специализацию. Такое возможно, поскольку Болонский процесс предусматривает улучшение студенческой мобильности, в том числе из одного вуза в другой. Но один магистрант, сдав успешно вступительные испытания, может прийти после «бакалавриата технического» совершенствоваться в области спорта, а другой после «бакалавриата спортивного».

У преподавателя возникает проблема — как их учить? Одного надо учить всему с самого начала, а второй практически подготовлен к профессиональной деятельности.

Двухуровневая система (бакалавриат и магистратура), в отличие от специалитета, формально предусматривает эволюцию продолжения учебных дисциплин. Однозначно, магистратура сохранится в период перехода от одной системы обучения к другой. А далее на усмотрение вузов, так как есть много выпускников бакалавриата, которые в своей время не поступали в магистратуру, а диплом бакалавриата не всегда обеспечивает перспективу продвижения по должностной карьере, и у них может возникнуть потребность в обучении в магистратуре.

Мы рассматривали на совещании Ассоциации вузов физической культуры и спорта возможность комбинированного введения различных форм обучения в образовательной организации высшего образования.При этом разграничение предусматривалось по направлениям подготовки.

Как было сказано ранее, профильные министерства, видимо, в ближайшее время внесут полную ясность в этом вопросе.

СГСХА, врио ректора Татьяна Рыбченко:

В имеющихся законодательных актах, действующих до 2025 года, магистратура выделена как отдельный уровень высшего образования, а дальнейшее решение о судьбе этого уровня образования остается за Минобрнауки. А мы, вузовское сообщество, можем участвовать только в обсуждении этого вопроса.

Насколько справедливо опасение, что магистры «впустую потратили время», а магистранты тратят его сейчас?

СмолГУ, и.о. ректора Юлия Устименко:

Утверждать, что время, проведенное в магистратуре, потрачено зря — абсолютно безосновательно. В течение 2 – 2,5 лет обучающийся получал профессию, причем нередко расширяющую или меняющую профиль, полученный в бакалавриате.  

СГУС, и.о. ректора Алексей Обвинцев:

Получая определенный уровень образования, студенты овладевают соответствующим профессионально-значимым уровнем знаний и умений. Получив образование в магистратуре, специалист считается освоившим определенный уровень компетенций. В случае признания дипломов бакалавриата соответствующими полному высшему образованию, по всей видимости, пробелы придется восполнять через систему дополнительного профессионального образования.

Руководители смоленских вузов спрогнозировали судьбу магистров и бакалавров
Фото: admin-smolensk.ru

СГСХА, врио ректора Татьяна Рыбченко:

О впустую потраченном магистрантами времени однозначно говорить не следует. Ранее предложенная Минобрнауки схема «4+2», то есть «бакалавриат + магистратура», которую мы взяли из Болонской системы и внедрили у себя, в существующем формате позволила добирать бакалавру специализированные знания и навыки по выбранному направлению подготовки. Соответственно, и на сегодняшний день магистранты в процессе обучения продолжают получать узко специализированные компетенции, необходимые для реализации отдельных профилей подготовки.

В связи с этим в научно-образовательном сообществе рассматривается возможность перехода от программы «4+2» к программе «5+1», где пять лет — специалитет и один год «докрутки» магистратуры.

Особенно актуален данный уровень образования, когда рынок труда дает запрос на междисциплинарного специалиста, магистратура тоже хороший вариант. Например, если вам нужен специалист в областях цифрового сельского хозяйства для цифровизации определенных технологических процессов на сложном производстве. Это ведь может быть бакалавр агроном с магистратурой по цифровизации и автоматизации. Второе высшее – здесь явно перебор, а получение узкоспециализированных компетенций – в самый раз.  Все сводится к тому, что в  новой системе должна остаться гибкость и  вариативность.

Как, по вашему мнению, анонсированные перемены могут быть реализованы на практике? Чего ждать абитуриентам?

СмолГУ, и.о. ректора Юлия Устименко:

Абитуриентам стоит ждать расширения линейки специалитета. Скорее всего, после обсуждения в профессиональных ассоциациях законодатели примут медианные параметры сроков обучения. Выбор возможностей для получения образования не сократится. Оснований для беспокойства здесь нет.

СГУС, и.о. ректора Алексей Обвинцев:

На наш взгляд, данные перемены никак не отразятся на абитуриентах, так как для них главным является качественная подготовка к поступлению в вуз.

СГСХА, врио ректора Татьяна Рыбченко:

На сегодняшний день для будущих абитуриентов  переход на новую систему образования абсолютно не страшен. Российское высшее образование находится сейчас в точке беспрецедентных возможностей. Минобрнауки говорит о том, что мы можем выстроить собственную гибкую модель образования, ведь у нас есть все: крайне разнообразный наработанный опыт и самое главное — время. 

У вузов есть 2023 год, чтобы обсудить и вырабатывать новые подходы и выстроить новую систему. В летнюю приемную кампанию вузы массово не смогут отказаться от формата бакалавриата и магистратуры просто потому, что контрольные цифры приема на 2023–2024 учебный год уже давно утверждены. В вузах четко определено, на какие программы, какие формы, сколько бюджетных мест. И прием абитуриентов будет идти в этом, уже определенном русле.

Магистранты чаще всего обучаются на платной основе. Насколько данный переход пошатнёт финансовое положение вузов? Стоит ли ожидать повышения стоимости будущего специалитета или сокращения бюджетных мест?

СмолГУ, и.о. ректора Юлия Устименко:

Тезис о том, что магистранты обучаются чаще всего платно, неверный. Обучение в магистратуре на конкурсной основе, как и на бакалаврской программе, может быть бесплатным в рамках контрольных цифр приема. У каждого вуза свой баланс бюджетных и внебюджетных мест бакалавриата и магистратуры. За всеми подобными суждениями не нужно забывать главного: целью трансформации должно стать повышение качества образования. И мы намерены добиваться этого.

СГУС, и.о. ректора Алексей Обвинцев:

Сокращения бюджетных мест, на наш взгляд, не предвидятся. Минобр ежегодно увеличивает количество контрольных цифр приема в вузы ФКиС в среднем на 500 мест. В нашем вузе (в магистратуре) превалирует бюджетное обучение. И мы надеемся, что количество бюджетных мест не сократится. 

СГСХА, врио ректора Татьяна Рыбченко:

Количество выделяемых бюджетных мест по направлениям магистратуры нашему вузу с каждым годом растет, конечно, параллельно идет набор и на платные места. Но хотелось бы отметить, что потребность в кадрах и активное развитие сельского хозяйства не только не послужит причиной сокращения бюджетных мест, но и будет способствовать их увеличению на все профильные направления подготовки и специальности. В этом году Академии выделено более 300 бюджетных мест на профильные направления подготовки и специальности по всем уровням образования.

SmolNarod.ru