Не наказуемая, но опасная инициативность в субъектах РФ проигрывает желанию жить в середняках
Когда началась в современной России тотальная централизация, уже вряд ли кто вспомнит. Повальный «грех» урезания местных рекламных бюджетов в угоду вертикальным пиар-компаниям для банков, операторов связи, большинства федеральных управлений, и властей (в итоге), случился более десятилетия назад. В этом были и смысл, и логика: центростремительные силы должны были преодолеть силы центробежные, чтобы сделать подходы в субъектах РФ едиными, даже когда речь шла о коммерческих контрактах.
Но по итогам случилось в какой-то момент странное единообразие, не являющееся синонимом единства. В выстраивании вертикали власти, с урезанием роли региональных самодержцев – губернаторов, при рубке леса летели не просто щепки, а порой — целые стволы. Все стали послушны, но растеряли малейшее желание проявить инициативу. Ибо высунуться из общей массы – оказалось чревато.
Яркий пример – Смоленская область. Мало кто вспомнит дела давно минувших дней, когда желание выделиться и победить едва не обернулось трагедией. Глава администрации города Константин Лазарев, который нашел блестящий выход из ситуации в вопросе освоения в текущем году средств на местные дворы и дороги, выделяемые под новый год, на некоторое время стал фигурантом дела в суде… Его оправдали, на федеральном уровне отметили успехи Смоленска в освоении средств, но все будущие местные чиновники извлекли урок: инициатива наказуема.
Главная цель и набор задач для Смоленщины десять лет назад сузились до устремлений не быть худшими, но и не рваться вперед: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Грибоедов, однако. Свой, областной, которому один единственный музей во всем мире посвящен.
К чему это привело? Во-первых, к нежеланию ждать в регион любых федеральных визитов. Приедут, и вдруг, как при Антуфьеве, скажут устами президента: «А дорогами у вас кто-нибудь занимается?». Или вопрос про костел всплывет, или про что-то еще – острое в повестке…
Не упасть в рейтингах, не лезть в пекло – самая лучшая политика. Зачем что-то придумывать, если можно ретранслировать. Повторить как все и везде без проблем многократно.
С точки зрения сотрудничества региональных СМИ с крупными компаниями это выглядело в последние десятилетия порой смешно. Юные московские (федеральные) сотрудники пресс-служб «спускали вниз» задания. Например, необходима имиджевая статья, но федеральные, набранные по объявлениям, неофиты знать не зная, что это такое, отписывали регионалам задание: «Нужен лонгрид». На вопрос, «о чем?», вундеркинды выходили из себя: «Что непонятно? Мы хотим лонгрид!». Провинциальные журналисты стебались: «Война и мир» в 4-х томах, как лонгрид, подойдет?». Но быстро сбавляли обороты, учитывая, что денег заработать всё же надо, а самоутвердиться за счет глупышей и глупышек – это не приоритет. Ведь в итоге придется сделать вид, что всё идет по плану.
Сегодня для России (во всем многообразии ее регионов) стоит список задач, которые нельзя просто технически «спустить» с федерального на региональный уровень. Требуются уникальные подходы и творчество на местах. А «руки-то уже отбиты».
Яркий пример: один из претендентов на руководство Смоленской областью, поддержанный на самом высоком федеральном уровне. Человек достаточно молодой, инициативный, классный (по мнению общавшихся с ним). Но, вот беда. Готовят его к возможному восшествию «на престол» люди, которые в ситуации всеобщего единообразия делают всё правильно, наверное, но при этом лепят из своего клиента «старый образец» по лекалам, по которым десять лет как шили «образ» предшественника. И повторяют эти пиарщики даже «кривые стежки», боясь выйти за рамки принятого.
Они – молодцы: ничего страшного не случится, если ничего не менять. Они, в то же время, – зло, учитывая, что, загнав в прокрустово ложе общепринятых «губернаторских лекал» инициативного, ищущего новых путей человека, обрекают и его, и смолян, продолжить историю «жить и не высовываться». Никто не обманывается в Смоленской области, когда задается риторический вопрос о том, кто её возглавит. Шесть кандидатов – это демократично. Сделаем вид, что не представляем, кто из них победит. И этому неизвестному пожелаем от чистого сердца забыть все советы и пиар-ходы, хотя бы потому, что советовали ему люди, мало что знающие о регионе, а их пожелания мало чем отличались от тех, которым следовал нелюбимый ныне предшественник.
Отпустить прошлое с миром, жить своим умом, — это совет новому губернатору от «Смолнарода» на миллион, а, может быть, — и не один миллион, и вообще — любому кандидату на пост губернатора региона, имеющего уникальные особенности приграничной территории, множество мест силы в истории государства российского, приоритетов в точках возрождения Союзного государства и, вообще, – территории на листах которой написана История России.
Кажется, что только тот из претендентов «на княжество Смоленское». (кстати, — великое) будет его достоин, кто знает его историю. Но, правопреемник уже будет готов, когда осилит всего две биографии – Ростислава Смоленского и Ивана Ефимовича Клименко. Хотя бы двух этих людей без повторений ошибок преемников. Как, например, того же Островского, с которого пишутся портреты нового кандидата в губернаторы.
Автор: Светлана Парфенова