Евгений Уфимцев рассказал, что изменится для владельцев полисов ОСАГО
Страхование автогражданской ответственности стало обязательным для российских водителей ровно 20 лет назад. SmolNarod побывал на пресс-конференции Российского союза автостраховщиков (РСА), посвященной юбилею ОСАГО, и выяснил, чего удалось добиться за минувшие десятилетия и каких изменений стоит ждать автомобилистам РФ и, в частности, Смоленской области в ближайшем будущем.
Эволюция
С момента появления ОСАГО рынок автострахования постоянно трансформировался, однако порой не обходилось без «пробуксовок». Как рассказал президент РСА Евгений Уфимцев, в 2009 году россиянам стало доступно урегулирование убытков по Европротоколу, но в первые пять-семь лет этой возможностью пользовались не более 10% автомобилистов. Тем не менее, в середине 2010-х начался лавинообразный рост показателей, и сейчас около 60% ДТП оформляется без участия сотрудников ГИБДД.
Еще одной важной вехой стало внедрение системы прямого возмещения убытков. ПВУ предполагает возмещение вреда, причиненного в результате ДТП транспортному средству потерпевшего его страховщиком.
Затем у российских автомобилистов появилась возможность оформить электронный полис вместо напечатанных Гознаком. Как отметил глава РСА, сначала потребитель не оценил плодов прогресса, и счет водителей с электронным полисом шел на единичные проценты. Теперь же таким способом пользуется большинство автомобилистов. Например, за первые шесть месяцев 2023 года было оформлено 11,9 миллиона полисов ОСАГО онлайн, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Из них 61% полисов обязательной “автогражданки” пришелся на е-ОСАГО. Тем временем на бланках Гознака выдается лишь около 2% полисов. Собственно, дальнейшее развитие электронного урегулирования и есть одно из грядущих нововведений.
Тотальный онлайн
По словам Евгения Уфимцева, с 15 июля автовладельцы смогут не только приобретать полисы онлайн, но и урегулировать убыток по ОСАГО по Европротоколу без посещения офиса страховщика – через Госуслуги.
Сначала для страховых компаний это будет добровольной опцией, но уже с 1 января 2025-го – обязательной. За ближайшие полтора года страховщикам предстоит организовать весь процесс от заключения договора до осуществления выплат через свое мобильное приложение или через Госуслуги.
– На наш взгляд, это основное, базовое изменение, завершающее эволюцию ОСАГО. Начали с электронного полиса, завершаем цикл переходом на полный процесс электронного урегулирования. Мы понимаем, что переход на электронное урегулирование практически убьет бумажный процесс. С учетом подключения к данному процессу Госуслуг, их мобильного приложения, и возможности взаимодействия страховщиков с потребителем через Госуслуги, это повысит и защищенность потребителя, и надежность системы, – пояснил Уфимцев.
«Дробный» полис
Второе ожидаемое нововведение – возможный переход на более краткосрочный полис ОСАГО. По данным РСА, это будет востребовано как для такси и каршеринга, так и для некоторых потребителей – например, с сезонными транспортными средствами.
Евгений Уфимцев отметил, что цена на «дробный» полис может быть выше, чем 1/12 в месяц. В то же время единоразовая оплата годового тарифа может бить по кошельку куда сильнее, чем пролонгированная, но с переплатой. Кроме того, для многих непрерывность технологического процесса важнее, чем небольшие переплаты, а потому это новшество, весьма вероятно, станет популярным.
Когда автомобилистам ожидать появления краткосрочных полисов, пока неизвестно. Однако президент РСА не исключает возможности, что это произойдет уже осенью.
Вас снимают
Еще одно новшество с открытой датой запуска – электронное взаимодействие с ГИБДД для выявления водителей без полиса ОСАГО. Предполагается, что это позволит ловить безответственных рулевых автоматически, с помощью камер фотофиксации.
Как рассказал Евгений Уфимцев, в настоящий момент проработана вся техническая составляющая нововведения, однако в стадии доработки остается методологическая часть. Тем не менее, по предварительным данным, запуск системы возможен уже этой осенью, и первыми «под прицел» попадут нарушители ПДД.
Кстати, по данным РСА, в России в целом количество автомобилистов без ОСАГО не превышает 10%. Как сообщили SmolNarod в пресс-службе УМВД по Смоленской области, только с начала 2023 года при оформлении ДТП в регионе выявили 1283 водителя без полиса. Сколько всего на Смоленщине таких рулевых, достоверно неизвестно.
Нормализация тарифов
Четвертое направление работы страховщиков – нормализация тарифов. Сейчас тариф ограничен «коридором»: справедливую сумму не удается выставить ни для убыточных клиентов, ни для благонадежных, которые «доплачивают» за недобросовестных автомобилистов.
По словам Евгения Уфимцева, на тарифы влияет множество факторов, из последних – стоимость запчастей. Сейчас ситуация стабилизировалась, но впоследствии планируется увеличение лимита выплат по жизни, который пока составляет скромные 500 тысяч рублей, что также может повлечь повышение тарифов.
Отметим, тариф может зависеть и от региона, точнее зоны, к которой он относится (так называемый коэффициент территории). Испортить его под силу автомобилистам, склонным к недобросовестным действиям, и мошенникам, которые портят основные показатели: среднюю страховую выплату, частоту страховых случаев и скользящий коэффициент выплат.
Так, например, Смоленская область в 2020 и в 2021 годах была окрашена в желтый цвет, однако в последние два года регион «позеленел» благодаря снижению показателя суммарного риска с полутора баллов до единицы. По данным Банка России, по результатам 2022 года средняя страховая выплата в регионе составила 75 тысяч рублей, частота страховых случаев – 4,6%, а скользящий коэффициент выплат – 66,5%.
Борьба с недобросовестными действиями ОСАГО продолжается уже долгие годы, сейчас ситуация оценивается как стабильная, но повлиять на нее может переход на «тотальный онлайн».