В Смоленской области обнаружилось «неопределённое» памятное место. Речь идёт о Ратчинской переправе: в пятидесяти километрах от Смоленска, на берегу Днепра в глухом уголке Кардымовского района. Здесь в 1941 году с боями прорывались из окружения части Красной Армии, об этом напоминает скромный памятник и братская могила. Но вот бюрократический казус: с одной стороны, это место является объектом культурного наследия и состоит на государственной охране. С другой стороны, «предмет охраны» и границы памятного места до сих пор не определены. Поэтому сохранением исторической памяти занимаются в основном местные энтузиасты.
Ратчинская переправа на Днепре — место, буквально умытое кровью и усеянное железом. Многие ошибочно полагают, что знаменитая «Соловьёва переправа» была локализована в нынешней деревне Соловьёво, на Старой Смоленской дороге — там, где иногда проводится военно-исторический фестиваль. В действительности, «Соловьёва переправа» — во многом условное, собирательное понятие. Летом 1941 года, когда на восточный берег Днепра с боями прорывались из окружения 16-я и 20-я армии, был организован целый комплекс из нескольких переправ. В их числе была переправа у деревни Ратчино, ныне не существующей. Здесь погибли тысячи людей: Днепр буквально покраснел от человеческой крови, а остатки разбитой техники до сих пор лежат на дне.
Сейчас окрестные деревни почти вымерли. Ближайшая крупная деревня — Титково, ранее была центром Первомайского сельского поселения. Недавно поселения «укрупнили» и вся округа отошла под управление Шокинской сельской администрации. Самое ближнее место к Ратчинской переправе, где можно повстречать людей — чуть живая деревня Бережок. Зимой — полная глушь, летом её оживляют туристы, рыболовы-охотники. Кстати, «чёрные копатели» тоже частые гости, но этих военные артефакты не интересуют — они заняты поиском монеток.
Военной археологией и восстановлением имён погибших занимаются поисковики из местного кардымовского отряда «Переправа». Они же стараются хоть как-то сохранить память об этом месте. Руководит отрядом Наталья Максимова. Вся работа строится на чистом энтузиазме и душевном порыве: могут даже среди зимы устроить… автопробег — разумеется, с привлечением вездеходов.
Неподалёку от Бережка — скромный памятник павшим: кирпичный обелиск, окрашенный масляной краской. Зеркальная гладь Днепра. И звенящая траурная тишина… Вся эта местность — огромная братская могила.
Переправа проходила под непрерывным артиллерийским огнём, под бомбёжками, это место штурмовали, занимали, отступали и вновь атаковали. Сколько людей полегло на этих берегах — никогда точно не было установлено, их число измеряется тысячами. Однако это место, в отличие от соседней Соловьёвой переправы, до сих пор остаётся в забвении. Во многом, разумеется, из-за своей «транспортной недоступности»: добраться до Бережка — задача не из лёгких. Но среди местных жителей бытует мнение, что об этой переправе забыли целенаправленно: кто-то решил, что для сохранения исторической памяти вполне достаточно «парадно-показательной» Соловьёвой переправы.
Люди видят в этом некую несправедливость: где-то воздвигают красивые мемориалы, строят часовни и проводят памятные мероприятия, а где-то ограничиваются кирпичным обелиском и редкими экскурсиями для ценителей истории.
К слову, разговоры о возможном благоустройстве Ратчинской переправы велись ещё в 2015 году, когда здесь в очередной раз подняли останки нескольких десятков красноармейцев. Тогда Кардымовским районом руководил энергичный организатор Олег Иванов — он активно развивал событийный туризм, при нём обрели популярность фестивали «Лубино» и «Соловьёва переправа». Возможно, этой активности хватило бы и для благоустройства Ратчинской переправы. Но вскоре Иванов перешёл на руководящий пост в областное гражданско-патриотическое управление, главы района стали меняться один за другим, и звучные «кардымовские проекты» понемногу сошли на нет.
Недавно во время очередной «прямой линии» с областным руководством жительница Кардымовского района поинтересовалась: нельзя ли поставить на месте Ратчинской переправы нечто более основательное, чем кирпичная стенка?
«У переправы стоит памятный знак из кирпича, здесь же находится и братская могила. Памятный знак приходит в негодность — его постоянно латают, кирпич от сырости имеет свойство распадаться. Вопрос: неужели наши павшие достойны только кирпичей? Неужели нельзя поставить им достойный памятник?», — вопрошает местная жительница.
Женщина уточнила, что пару лет назад уже обращалась по этому поводу и к областным депутатам, и в столицу — но видимых результатов не добилась. «Обращение передают в район, район — местному управлению и всё… У местного управления, естественно, таких средств нет».
Ответ неравнодушная женщина получила из областного управления по культурному наследию. И ответ, мягко говоря, неоднозначный:
«На государственной охране как объект культурного наследия состоит «Памятное место, где в июле 1941 года находилась переправа советских войск через Днепр» (Кардымовский район, урочище Ратчино, 0,5 км севернее деревни Бережок). Кирпичный памятный знак у Ратчинской переправы объектом культурного наследия не является».
Ответ не по существу: вопрос был задан не о том, как оформлено место, а можно ли поставить приличный памятник. Впрочем, даже в этом ответе прозвучала информация, которая не могла остаться без комментариев. Действительно: как же тогда выглядит «памятное место в урочище Ратчино», которое состоит на государственной охране?
Очередной ответ управления по культурному наследию был поразителен:
«Границы территории и предмет охраны достопримечательного места… в настоящее время не определены. Памятный знак … расположен на территории муниципального образования, содержание которой относится к вопросам местного значения».
Подведём итог: памятное место есть, но память понемногу стирается. Место героических боёв даже не оформлено должным образом: профильное управление «что-то охраняет», но что именно — не в курсе. И за кирпичный обелиск ответственности не несёт. Вся память держится на немногочисленных деревенских жителях, которые приглядывают за памятником, на сельской администрации, которая выкашивает траву перед праздниками, и на поисковиках — эти беспокойные души не могут смириться с тем, что история зарастает травой, словно сельская дорога.
P.S. Несколько слов о дороге. Путь к бывшей переправе — настоящее приключение. Для интересующихся вкратце расскажем о маршруте. Выехав из областного центра по Старой Смоленской дороге, нужно миновать Кардымово и вскоре попрощаться с асфальтом, свернув на грунтовку по указателю на Титково.
Добравшись до этой деревни и проехав её насквозь, у автобусной остановки сворачиваем влево — там начинается обычная полевая дорога, по которой придётся проехать около четырех километров. Летом в сухую погоду, если не щадить машину, проделать такой путь вполне возможно. В распутицу — только на полном приводе и желательно двумя машинами, чтобы было кому подать буксир.
Самый безболезненный вариант — оставить машину в Титкове и прогуляться до Бережка пешком. Места красивые, воздух чистый. Но сегодня далеко не все готовы к таким прогулкам. Может, именно поэтому до Ратчинской переправы никак не могут добраться чиновники, охраняющие наше культурное наследие?