В минувшую пятницу, 5 декабря, в Смоленске вспоминали подвиг Михаила Шеина и легендарные страницы истории города в 1632-1634 годах. В этот день у памятника на Валутиной горе, где располагалась ставка воеводы, традиционно прошел митинг, посвящённый Смоленской войне.
В мероприятии приняли участие члены местного отделения «Юнармии», представители военно-исторического клуба «Смоленский рубеж», школьники Смоленска. Организатором митинга стало региональное отделение Российского военно-исторического общества в Смоленской области.
393 года назад, 5 декабря 1632-го русское войско под командованием воеводы Шеина, который руководил двадцатимесячной обороной города, подступило к Смоленску, захваченному поляками в 1611 году. Эта осада получила название Смоленской войны. Несмотря на то, что она закончилась поражением русских войск, но стала основой для будущих побед. В 1654 году Смоленск навсегда вернулся в состав России. Было подписано Андрусовское перемирие 1667 года (на территории Монастырщинского района Смоленщины), а потом и «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой в 1686 году.
Кстати, польские историки, наверное, не очень любят вспоминать, что Речь Посполитая взяла тогда 146 тысяч рублей (730 тысяч злотых), как компенсацию за Киев, в общем, — продала. А Смоленск в последние 400 лет не дает покоя Польше до сих пор, наверное, считающей, что продешевила когда-то в битвах за этот город. Но, — зря. Суть даже не в том, кто номинально считал Смоленск своим. Дело в том, что очень недальновидные поляки пытались искоренить идентичность смолян в их вере, в их укладе. Они пытались отменить глубинные смыслы, уходящие корнями в времена Великого княжества Смоленского, времена русского князя Ростислава — собирателя здешних земель, дважды званного на княжение в Киеве.
Польский след смоляне не стирали веками, уважая многонациональность россиян, ведь до сих пор в семье региона есть и поляки, и немцы, и литовцы, и татары, и белорусы, и украинцы. Но некий навязываемый польский привкус во всем, что касается Смоленска, — идет ли речь о Катыни или о Смоленском костеле, — навязывается извне, как будто исподтишка.
Об этом в том числе, 5 декабря упомнили в Смоленске участники дискуссии в пространстве «Эпицентр», рассуждая после митинга на Валутиной горе о судьбоносных для Смоленска событиях.
Историки в этот день не только акцентировали внимание на периоде польско-литовского господства 1611-1654 годов на Смоленщине с системным давлением на православное большинство, когда закрывались и передавались католическим орденам православные монастыри, как Смоленский Авраамиев монастырь. Собравшиеся отметили: военное противостояние за Смоленск давно завершилось, но сражение на историческом и идеологическом фронтах продолжается.
«В последние годы Польша все активнее продвигает тезис о своих «восточных кресах» (окраинах), в число которых необоснованно включает и смоленские земли», — констатировали участники встречи 5 декабря.
Яркий пример – внедрение в сознание смолян и мирового сообщества понятия «польский костёл» в Смоленске. Речь идет о храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В ходе дискуссии общественники и краеведы предложили для деполитизации вопроса рассмотреть возможность возвращения исторически корректного и нейтрального названия — «Смоленский костёл».
Польского в костеле в Смоленске недостаточно, чтобы ассоциировать его с Польшей. Всё, что делалось в Смоленске, делалось для того, чтобы обеспечить свободу вероисповедания в многонациональном государстве, в отличие от той же польской политики подавления иноверцев. Первый деревянный католический храм (часовня) в Смоленске был построен в 1696 году по личному разрешению Петра I для пленных польских солдат и офицеров. Строительство каменного храма началось в 1730-х годах, но шло с перерывами. Основной этап строительства пришёлся на 1789-1793 годы уже в период правления Екатерины II. Храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1894-1896 годах по проекту губернского архитектора М.Ф. Мейшнера костел был кардинально перестроен и расширен в модном тогда неоготическом стиле.
Но при чем тут Польша, если вопросы мирного и свободного сосуществоваия разных конфессий на территории государства Российского бережно решали российские государи.
Но нет. «Несмотря на положительную инициативу руководства Смоленской области, поддержанную Правительством России, по восстановлению костела, в Польше и среди отдельных представителей польского сообщества началась кампания по присвоению ему исключительно «польской» идентичности. Это происходит вопреки историческим фактам: здание строилось на средства и усилиями жителей Смоленской губернии разных национальностей — русских, белорусов, литовцев, немцев и поляков. Ярлык «польский» закрепился за ним лишь в советских документах XX века по административному недоразумению», — отметили краеведы.
Участники мероприятий озвучили идею, что региональным органам власти стоит обратить особое внимание на эту ситуацию и подключиться к всестороннему изучению исторического вопроса о наименовании храма. Такое взаимодействие общества и власти позволит выработать взвешенное, основанное на документах решение, которое защитит наследие города от современных спекуляций. К сожалению, многие не видят разницы в деталях именования костела: кто-то говорит «Смоленский», а кто-то – «польский». Но, как всегда, — дьявол в мелочах, поэтому нужно помнить не мифы, а факты: «Смоленск был, есть и будет русским городом с богатым, неделимым наследием». И наследие это – в свободе вероисповедания и добрососедства – не навязано Польшей Смоленску, но является и для той же Польши примером того, как могут сосуществовать и дружить люди разных вероисповеданий на одной географической территории.
«Я не призываю сносить памятники, монументы, глумиться над памятью павших поколений, и переписывать историю, как это делаю на Западе. Нет. Мы должны юридически грамотно, исторически выверенно, наводить порядок в нашем историческом пространстве, которое достаточно долго насаждалось исторической ложью и подлогом. Сегодня необходимо консолидироваться и пресекать, не допускать различных идеологических диверсий, которые нацелены на уничтожение нашего Отечества», — подчеркнул руководитель регионального отделения РВИО в Смоленской области Дмитрий Самохвалов.




