Близкая подруга биатлонистки рассказала SmolNarod о том, какой осталась в её памяти Анфиса Резцова
19 октября в возрасте 58 лет скончалась трехкратная олимпийская чемпионка по биатлону и лыжным гонкам Анфиса Резцова. Она стала легендой мирового спорта. Запомнилась спортсменка, которую называли «Мама Рома» (девичья фамилия Романова – прим. ред.), не только победами. Она была весьма неординарной личностью – дерзкой, эмоциональной и прямолинейной. За это ее любили коллеги, друзья, журналисты… Особое место среди них занимала ее подруга – Надежда Таланова, с которой побеседовал корреспондент SmolNarod.
— Я по сравнению с Анфиской – вообще «ноль», — смеясь, заявила изданию Надежда Александровна.
Конечно, на самом деле это не так. Надежда Таланова –олимпийская чемпионка, почетный гражданин города Смоленска – всю свою жизнь посвятила спорту. С 1990 года входила в состав сборной команды СССР, СНГ и России по биатлону, является заслуженным мастером спорта России.
Надежда Александровна завоевывала первые места, призы на чемпионатах мира и Европы. На Олимпийских играх в Норвегии (Лиллехаммер) в 1994 году выиграла «золото». Спортивных наград много, но самый дорогой для нее титул – последняя чемпионка СССР.
Встреча с Резцовой и шанежки
Надежда Таланова, конечно, гордится участием в Олимпийских играх 1994 года, но не меньше и тем, что именно она стала последней чемпионкой страны, которой сейчас не существует на карте мира.
— Страна СССР. Я выиграла в гонке на 15 километров. После такой победы спортивная карьера заиграла новыми красками, — вспоминает Таланова.
Итак, первое знакомство с Анфисой Резцовой произошло в автобусе – «на пути к чемпионству» Надежды.
— Я захожу в автобус, который нас встречал. Шум, гам. И вот же она – сама Резцова! А где Анфиса, там всё «бурлит». Так и произошла наша первая встреча, — вспоминает Надежда Александровна.
По ее словам, Анфиса в любой компании вела себя как своя, и это притягивало.
— Со всеми общается, везде слышен ее задорный смех. В ту поездку я еще с собой пирожки (шанежки – прим. ред.) от мамы прихватила. Угощала всех, в том числе и Анфиску.
Тогда же основатель Союза биатлонистов Дмитрий Яковлевич Алексашин достал из своей сумки медали и спросил «Кому достанутся?». Надежда Таланова шутя ответила: «Конечно, мне!».
— Все поржали и забыли, а я победила. На соревнованиях бежала очень хорошо, и на последнем круге мне говорят, что я секунду выигрываю у Анфиски. Представляете? Я гордилась тем, что не проиграла Резцовой и сохранила лидерство, — вспоминает биатлонистка.
Настоящая дружба пришла к женщинам, когда Таланову и Резцову взяли в сборную СССР. Приятельские отношения сохранились на протяжении всей жизни, несмотря на дух соперничества.
При этом Надежда Александровна отмечает, что сама она пришла в спорт «с корабля на бал», звездой никогда себя не считала, в отличие от Анфисы.
— После чемпионата СССР словно «поперло», я дала всем жару. О чемпионате мира и не мечтала. Муж еще до этого говорил: «На универсиаду надо отобраться, может, поедешь». Куда мне? Но судьба решила иначе, хотя тренироваться для биатлона я начала достаточно поздно. В студенчестве и не думала о высоких наградах: для меня это было слишком высоко. Бегаю, тренируюсь, езжу по разным городам – мне и хорошо, не более, — вспоминает наша собеседница.
Надежда Александровна также признается, что перед тем, как попасть в сборную СССР, она «пахала» на собственном энтузиазме, финансирования от спорткомитета фактически не получала.
— Спорткомитет не финансировал сборы, инвентарь мне никто не покупал. Сама себе приобрела лыжи… Только то, что меня взяли в армию, и спасло. Служила в полку связи, где мне предоставили возможность для тренировок и восстановления. Я получала денежное довольствие, а также меня снабжали патронами в неограниченном количестве, — отмечает Надежда.
«Анфиска меня спасла»
Однажды Надежда и Анфиса тренировались перед чемпионатом мира в горах Италии на высоте 3000 метров, где периодически курсировал ратрак – снежный тягач для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс.
— Мы возвращались с тренировки, ехали со спуска на высокой скорости. Я – первая, Резцова – позади. А из-за поворота появился ратрак. Столкновение было неизбежным, ситуация сложилась практически тупиковая. Я решила объехать выше склона горы, наехала на кочку и нырнула «рыбкой» прямо под гусеницу, на пути которой встала моя винтовка. Ратрак забуксовал. Всё это видела Резцова, ей тоже пришлось тормозить падением. Думаю, поэтому ратрак и остановился… Таким образом, можно сказать, что Анфиска меня спасла…, — смеясь, вспоминает Надежда Александровна.
Это было в 1995 году, перед чемпионатом мира в Антхольтце. Спортсменка отделалась испугом и трещиной в ребре. Тогда она еще не знала, что ее главный «инструмент» – винтовка – пострадал.
«Катастрофф» и золотой значок от Антшутса
Итак, дальше – больше. Через несколько дней после невероятной встречи с ратраком Надежда пришла на стрелковую тренировку.
— Для стрельбы мы используем бумажный щит. В тот день я пристреливаюсь, а тренер смотрит и не видит ничего. Отвечаю – в правую сторону мишени, но там – по нулям. Стреляю в «среднюю» – опять ничего. Олимпийский чемпионат Владимир Ильич Гундарцев засмеялся со словами: «Может, у нее ствол согнулся?», — рассказывает Надежда Александровна.
Как оказалось, ствол винтовки реально согнулся. Таланова стала единственной биатлонисткой, с которой приключилось такое «ЧП». Кувалда пришла на помощь, и ствол удалось выпрямить. Спортсменка со своим «оружием» в 1995 году и отправилась на чемпионат мира в Италию.
Когда на соревнованиях представителю Антшутса тренеры рассказали, что ствол винтовки Надежды помял ратрак, и его выпрямляли кувалдой, то он был очень удивлен. При встрече со спортсменкой он хватался за голову и говорил: «Таланова, катастрофф, катастрофф (с акцентом – прим. ред.)». Когда увидел, что она прошла спринтерскую дистанцию без штрафа, то вручил ей золотой значок, который выдается за хорошую стрельбу.
К слову, к своим наградам и достижениям Надежда Александровна относится спокойно. У нее дома нет пьедестала, а на вопрос, где хранятся медали, отвечает: «Где-то лежат».
Настоящая «мамка», импульсивная и ранимая
— Резцова (у нее после смерти остались четыре дочери – прим. ред.) как мамка вообще молодец, — говорит Таланова, которая часто бывала у нее в гостях в Москве.
Анфису (Надежда постоянно вспоминает подругу в настоящем времени – прим. ред.) ее мама с детства приучила к труду, у нее всегда в доме – порядок, приготовлена еда…
— Мы приезжаем среди ночи на учебно-тренировочный сбор, я кину свой чехол, одежду и — спать. А она начинает разбирать свой чехол, раскладывать вещи, стирать. Говорю ей: «Резцова, ложись ты уже!». Так нет же – пока все не уберет и не постирает, спать не ляжет, — вспоминает Надежда.
Однажды Анфиса Резцова приезжала и в Смоленск. Она навещала Таланову на день рождения ее дочери.
— Моей Аринке тогда было три года. Разница с дочкой Резцовой – Кристинкой – два месяца. Но они были совершенно разные по характеру. Кристина – копия мама. Она ж вообще чудная! Вспомните ее знаменитый розовый лифчик на соревнованиях в Мурманске. Побежала на спор: прямо на комбинезон надела бюст и трусы. Похлеще мамки! — смеется Таланова.
В 2013 году СМИ действительно пестрили новостями о том, что российская биатлонистка – 16-летняя дочь трехкратной олимпийской чемпионки Анфисы Резцовой Кристина – вышла на старт в нижнем белье. На Всероссийских юношеских соревнованиях по биатлону разразился настоящий скандал.
Надежда Александровна в беседе с нами постоянно вспоминала про свою подругу что-то яркое, светлое… Но были и жизненные перипетии:
— Знаете, Анфиска «потерялась», когда закончила свою активную спортивную деятельность. Ее, конечно, приглашали куда-то, но это уже было совсем не то. На людях она была очень приветливой и корректной, а в поступках — импульсивная. Но я знаю, что Резцова могла быть и ранимой… Некоторые жизненные моменты она близко принимала к сердцу.
Резцова, конечно, часто говорила всё, что думает в лоб, поэтому периодически сама попадала «под раздачу». Например, от спортивного комментатора Дмитрия Губерниева: то из-за ее отношения к самоизоляции во время пандемии, то из-за «допинговой» темы.
— Губерниев на нее изрядно «накатывал», что сказывалось на Анфиске. Но она за словом в карман не полезет. Мы тоже могли часто ругаться из-за ерунды. Да и в целом, мы были с ней взбалмошные и независимые. Анфиска была настоящим капитаном команды, не боялась отстаивать интересы спортсменов, — говорит Надежда.
Между собой Резцову называли электричкой, а Таланову – электровеником. Эти прозвища подруги «заслужили» за частоту передвижения на лыжах.
— Когда Резцова пришла в биатлон, то у нее была своя особенная манера бега, другие спортсмены за ней постоянно «подсматривали», — вспоминает Таланова.
Однажды в интервью она сравнила Резцову с иномаркой:
— Да, я сказала, что все – запорожцы, а она иномарка. А с чем ее сравнить можно? Повторюсь, когда она пришла в биатлон, то была просто звезда, все держали марку. Ее подводила только стрельба: в «лежку» еще нормально, а в «стойку» не очень. Но это ей не мешало быть лучше всех.
Анфиса обожала людское внимание, никогда не отказывала фанатам в совместном фото. Закончив карьеру, она была излюбленным собеседником журналистов, потому что не боялась резко и оригинально «проезжаться» по всем, выдавая интересные фразы.
«Вспоминать Анфиску и не улыбаться – невозможно»
Анфису Резцову похоронили на Троекуровском кладбище в Москве. Для близких и коллег известие о смерти чемпионки стало шоком, ее дети очень переживали:
— И Кристина, и Дашка… А Маша – еще совсем птенчик, 15 лет. Василиска за две недели до кончины мамы родила ребенка. Анфиса так и не успела посмотреть на свою внучку, — говорит Надежда Александровна.
При этом Анфисе уже поступал «звоночек».О том, что у Резцовой проблемы со здоровьем, стало известно еще в марте этого года. Она сама рассказывала журналистам, что перенесла сердечный приступ.
— Мы тогда созванивались. Ее, конечно, это очень напугало. Если тебе свыше дается знак – остановись, займись собой… Не взялся – до свидания! Это свойственно многим людям, мы всегда надеемся на авось, не верим, что с нами что-то может произойти, – говорит близкая подруга.
Прощание с Резцовой прошло не совсем в традиционном «грустном формате». На похоронах Анфисы близкие вспоминали много интересных моментов.
— Народа было много, зал не вместил всех желающих проститься. Одна из подруг Резцовой сказала: «Пусть не обижается на меня ни Анфиса, ни вы, но дурная она была». Мы еще и посмеялись от души, вспоминая, какая Анфиса. Потому что вспоминать Анфиску и не улыбаться – это вообще невозможно. Были, конечно, и трогательные моменты, — говорит Надежда.
Так, многие рыдали, когда смотрели фильм про Резцову, подготовленный ее племянником-журналистом Андреем Романовым. В распоряжении SmolNarod есть эти видеокадры, которые мы публикуем в память об Анфисе Резцовой.