Игорь Ляхов: «Желаю смолянам быть победителями»

Лента новостей

Спикер Смоленской думы рассказал о «человечности» бюджета, важности семьи, возвращении хозяев на заброшенные объекты и о ценах на яйца

Итоговое интервью с председателем Смоленской областной Думы редакция SmolNarod взяла по горячим следам. Разговор состоялся 15 декабря, на следующий день после последнего в уходящем году заседания регионального парламента.

Несомненно, из 50 вопросов повестки дня заседания, ни один не затмил самый важный – принятие в окончательном чтении бюджета Смоленской области. Игорь Ляхов постарался объяснить простым человеческим языком, чем хорош нынешний бюджет. Он рассказал, какие планы есть для каждого жителя Смоленщины, почему будет объявлен поиск хозяев «заброшек», и заодно коснулся актуальной для России темы ажиотажа с яйцами.

Бюджет, понятный по-человечески

— Игорь Васильевич, для многих читателей бюджетные миллиарды, сотни миллионов и тысячи — это иногда что-то не очень понятное. Поэтому расскажите о бюджете человеческим языком. Например, 80,7 млрд – это много или мало? На 6,7 мдрд рублей бюджет стал больше в итоге, чем к первому чтению. Ну, стал и стал. Что мы с этим бюджетом можем сделать, и чем он для нас хорош?

— Давайте вернемся к порядку цифр, чтобы было, как вы говорите, «человеческое» понимание. Я бы, когда объяснял бюджет и привязку к той или иной территории, к тому или иному субъекту, руководствовался изначально несколькими критериями оценки. Первый критерий финансового закона, бесспорно, — это цифры. Но заявленная сумма должна быть не сама по себе, а в привязке к чему-то. Знаю, что бюджет Москвы, например, – больше трех триллионов рублей. Давайте сопоставим 80,7 млрд в Смоленской области и в Москве – более трех триллионов рублей.

— На количество людей поделим?

— На количество людей – раз. И второе, – мы не должны забывать, что Москва – столица  государства, и там находятся и Правительство, и Президент, и всё руководство страны, и все федеральные структуры. Но привожу этот пример не для того, чтобы противопоставить бедные регионы богатой Москве, а для того, чтобы понимать, какие на самом деле есть соотношения. Важнейшее соотношение – деньги и люди, здесь вы абсолютно правы. Если сегодня мы говорим, что население Москвы официально более 11 миллионов человек, то неофициально умножаем это в два или два с половиной раза. Важнейший показатель, конечно, – это обеспечение на душу населения, как первый критерий, первая оценка.

Вторая оценка, которую я бы назвал (и она может быть даже важнее первой), — это соотношение доходной части бюджета (собственных доходов) и задолженностей (кредитных обязательств). Это важный критерий оценки от Минфина. И здесь у нас получается, что у смолян есть четкий прогресс. К 2024 году мы выходим на уровень порядка 38 процентов соотношения долга к доходной части. То есть долг сегодня – не более 38 процентов от наших собственных доходов в 60 с чем-то миллиардов рублей, и это без учета средств федеральной поддержки в 19 с лишним миллиардов. Забегая вперед, говорю сразу: эта внешняя поддержка будет ещё больше. Есть с чем сравнить. В 2016 году в Смоленской области долги превышали собственные доходы на 113 процентов. И когда мы достигли сегодня уменьшения долгов до 38 процентов, то этот показатель по линии Министерства финансов РФ позволяет нам принимать решения в том числе и об увеличении финансирования многих социальных вопросов в регионе. Шаги в этом направлении уже сделаны.

Я уже комментировал, почему это произошло. То, что Василий Николаевич Анохин – прекрасный администратор, то, что он из «министерских» и вхож в Правительство (там его слышат, видят и понимают), — это одно. Но и реальные цифры показателей, достигнутых в самом регионе, учитывая усилия губернатора на местах, говорят сами за себя. Когда есть такое соотношение, то есть возможность и обоснованно попросить (а не выклянчить), и потратить. Например, на то, что в Смоленской области увеличили выплаты на содержание ребенка в приемных семьях на 40-50 процентов, что увеличили выплату в честь Анны Тимофеевны Гагариной. А это — очень важная выплата, которая дается многодетным матерям, семьям, в которых есть социальное благополучие. Она дается именно на то важнейшее направление, в котором — не побоюсь этой оценки — у нас тотальный провал. Демографическая ситуация сложная. А почетный знак региона «Материнская слава» имени Анны Тимофеевны Гагариной (рост единовременной выплаты вдвое – до 30 тысяч рублей) – это не только деньги, это — в определенной степени стимул, мотивация матерей рожать детей. Может мне скажут: «Да слушайте, — это же копейки!». Но я отвечу, что это в первую очередь, — публичное признание властью и обществом значимости труда воспитания, это почитание женщин, которые согласились и приняли решение на увеличение семьи. Кстати, исходя из исследований, социологи сделали вывод, что первый ребенок в семье – это общий, второй – заслуга и настояние отца, а все остальные дети – это исключительно желание матери! У нас было большое обучение в Сенеже по линии направления внутренней политики, и эти исследования международной компетентной организации приводились в качестве примера.

Социальные и экономические темы связаны неразрывно

— Возвращаясь к насущному. Программное подведение итогов года в прямом эфире президентом Владимиром Путиным совпало с днем заседания Смоленской областной Думы. В режиме реального времени можно было наблюдать, как «сходятся пазлы» федеральной и региональной повесток. 2024 год объявлен Годом Семьи, отметил Путин. По количеству законов и решений, которые приняла 14 декабря наша дума, многие касаются семей и детства.

— Не один раз в год, и не только, когда в очередной раз подчеркивается важность темы, но в каждую сессию Смоленской областной Думы депутаты рассматривают очень весомый блок вопросов по линии комитета по социальной политике. Не хочу никого обижать из наших коллег, но так сложилось, что у нас в приоритете комитеты «социалки» и «законности» – два комитета, которые практически как чаши весов, соревнуясь друг с другом, пытаются соотнести желаемое и действительное. И это правильно.

Когда не занимались социальной сферой в конце прошлого века, в 90-е, мы знаем, к каким событиям мы пришли, и РФ до сих пор расплачивается за этот «провал». К счастью, сегодня, чтобы мы работали над социальными вопросами, созданы и устойчивые финансово-экономические предпосылки. И ещё добавлю: на последнем заседании Смоленской областной думы, исходя из того, что мы очень все торопились послушать Президента РФ, а еще открыть наше мероприятие «От сердца к сердцу», мы в прямом эфире достаточно быстро обсудили итоги девяти месяцев исполнения бюджета текущего года, хотя ранее подробно рассмотрели все цифры и параметры на заседаниях комитетов. А именно они и показали нам реалистичность планов и предпосылки наполнения бюджета на 2024 год. Это более 30 процентов (насколько более, мы увидим уточненные цифры уже по итогам 2023-го) – рост экономики по всем направлениям получения основных налогов.

Скептики могут сказать, что этот рост – это «заслуга» инфляции. В корне не согласен. Приведу простой пример: Рославльский вагоноремонтный завод. Когда я разговаривал с директором Юрием Александровичем Черняком, он мне сказал, что в 2023 году у них выпуск вагонов — 430-450 штук, а в прошлом был около 330 штук. Инфляция, к слову, для скептиков, тоже учтена в бюджетном анализе, но всё-таки в Смоленской области наблюдается устойчивый рост реальной экономики. И этот рост в нашем регионе произошел по ряду факторов. Самый весомый – это «спасибо санкциям» и той «дурной политике Запада», когда они решили, что не дадут нам развиваться, исключат поставки комплектующих, автомобильной промышленности, товаров народного потребления… Ушли с нашего рынка «Мерседес», Вольво», «Фольксваген»…

— Есть же примеры и не столь глобальные для Смоленщины? Те же «Макдональдсы» закрывшиеся разве «убили» наш фастфуд, разве не открыли возможности и дальше развиваться нашим местным кафе и точкам общепита?

— Абсолютно согласен. Не говоря о «гигантах», куда «не ткни» – везде пример успешного импортзамещения, когда взамен западной продукции появилась или воспряла наша, получив мощный рост благодаря протекционистской политике.

Второй фактор для развития экономики – немаловажный, в плоскости решений, принятых ещё в трудное время пандемии ковида и действующих, пролонгированных сейчас: «не кошмарить бизнес». Проверки, которые осуществляют в отношении предпринимательства, носят исключительный характер, когда речь идёт «о подозрении на криминал», то есть уголовные дела по требованию прокуратуры, например… Бизнес чувствует себя вольготно: он не тратит время зря и работает над развитием, увеличением финансовых объемов.

И еще одно. У нас в регионе созданы и исключительные, местные предпосылки для успешного развития: мы предоставляем бизнесу налоговые льготы в рамках своих финансовых возможностей. Это действует для предприятий, которые выдерживают определенные региональные параметры, а именно: мы сегодня всё чаще связываем налоговые льготы с показателями заработной платы. Средняя зарплата для работников у потенциальных получателей региональных льгот должна быть не меньше, чем средняя по области — за прошлый год на уровне 35 тысяч рублей, в этом году цифры еще не уточнены. Но это мощный стимулирующий фактор. Увеличение «белой зарплаты» — это и увеличение НДФЛ, и поступлений налогов в бюджет. Ещё мы дали послабление бизнесу по транспортному налогу, а в ряде наших районов снижены ставки местных налогов на землю. И всё это в итоге вылилось в существенный экономический рост в субъекте.

Цены на яйца «в профиль и анфас»

— В Смоленской области сельское хозяйство, агропромышленный комплекс демонстрируют рост. Недавно в правительстве региона подводили итоги АПК. Так вот, по некоторым параметрам – рост свыше 40 процентов. Но мы сегодня не можем не затронуть вопрос про яйца, рост цен на них. Даже Путину вопрос об этом задавали. Неприятный скачок цен, особенно перед Новым годом, когда все готовятся делать салаты.

— Считаю, что увеличение цены на куриное яйцо – это совокупность нескольких факторов. Первое. В ноябре-декабре в наших природных климатических условиях в частном секторе куры находятся в периоде сезонной линьки. Они в этот период накапливают жир и силы, чтобы войти в следующую фазу, проще говоря, в это время они не несутся. Такое случается каждый год, а в 2023-м совпало и с другими проблемами. Второе, не от региона зависящее, – рост цен на яйцо совпал с ростом цены на электричество. Если взять в пример известную на Смоленщине Сметанинскую птицефабрику, она запитана, как предприятия малого бизнеса, на «десятке».

— Что это означает?

— Объясняя просто, у нас в области есть несколько тарифов. Тариф для крупных и энергоемких промышленных предприятий (имеют двухставочный тариф) — очень дешевый. И это правильно, это же один из факторов того, что не ушел из области большой бизнес, а он — основной локомотив экономики. Привлекательность смоленской территории в том, что мы имеем тарифы, дешевые для больших игроков.  А энергетика, как вы знаете, — важнейший фактор в экономике. И это сыграло свою роль в росте экономики региона. Второе достижение – наше население платит меньше, чем как минимум в 11 регионах ЦФО. Но не всё радужно пока. Сельхозпредприятия, малый бизнес — там цена на электричество достигла за киловатт под 12 рублей сегодня. Год назад было – 9 рублей 80 копеек. Существенный рост! Эту проблему в областной Думе мы обсуждали не единожды, и будем разбирать. Понятно изначально, что чем больше мы будем потреблять электрической энергии, тем дешевле для нас будет плата именно по этой статье расходов. Но пока что реалии жизни таковы: дорогая электроэнергия для малого бизнеса, но при этом одна из самых дешевых для населения и крупных предприятий.

Второе, что сыграло в росте цен на яйцо: хотели – не хотели, но была увеличена на 10-15 процентов стоимость дизельного топлива и бензина по сравнению с летом.

И третье — как всегда, цены готов диктовать рынок. Когда наблюдается дефицит, те, кто торгуют, используют это для извлечения прибыли. Со спекуляциями надо бороться и разбираться. А с сезонностью и удорожанием себестоимости — это, как с овощами, которые каждый год дорожают в мае-июне, так и с яйцами: пик роста цен однажды естественным образом остановится и пойдет вниз. Прав абсолютно Президент, который задал вопрос о том, почему в этот сезонный период мы не открыли ворота для импорта.

— А почему Смоленская область в Белоруссии не закупила те же яйца, у соседей?

—  Абсолютно правильный вопрос. Но есть нюансы. Глобально для страны — это таможенная политика, где должен был сработать общий механизм того же «квотирования». Даже если бы мы, предусмотрев дефицит, «потащили» яйцо из РБ, оно бы автоматически ушло в другие регионы, где цена выше, чем у нас. Смоленщина просто стала бы воротами завоза, и не более того. Потому что проблема с ростом цен на яйца — не смоленская, не местечковая, а общая для всех субъектов РФ. И выход из этой ситуации находится только в области решений, принимаемых на уровне государства. Мы можем утешить смолян как минимум тем, что с марта наша местная птица начнет нестись на частных подворьях и у фермеров, и это для жителей нашей области — альтернативный «магазинному» путь закупки необходимых продуктов, которыми регион стремится обеспечить своих жителей. Частники и фермеры создадут нормальную здоровую конкуренцию на рынке, даже не дожидаясь весны. До этого государство откроет ворота для импорта из Турции и Белоруссии. Цена выровняется, временный ажиотаж уйдет.

Будущее — за соцконтрактом, особенно — на селе

— Вопрос о будущем. Что для Смоленской областной Думы, кроме социалки, станет приоритетным в ближайшем году?

— Начнем, пожалуй, с важного вопроса развития сельских территорий. Приоритет для властей, особенно законодательной, в том, чтобы мы вошли во все программы, которые сегодня поддерживают граждан: от микробизнеса до социально незащищенных людей. В ближайшее время в срочном порядке нам нужно разработать все механизмы применения в регионе «социального контракта». Это новый вид социальной поддержки граждан, когда государство дает средства на открытие собственного дела. Деньги на это есть, исключительно федеральные. И в случае, если люди успешно сработают по таким контрактам, пожелают объединиться в своем эксклюзивном бизнесе, задача власти состоит в том, чтобы помочь создать им кооперативы, которые бы имели возможности гарантированного сбыта продукции и, как модно сейчас говорить, опирались бы на помощь «агрегатора» — региональной структуры, которая является хабом сбыта продукции этих кооперативов в торговые сети, популярные на той или иной территории.

Успешный действующий стартап мы увидели в Липецке, где он осуществлен с заходом в крупную местную торговую сеть. Одна из задач в области сельского хозяйства на ближайший год для областных депутатов — поддержать сельское население в реализации возможностей соцконтракта.

— Положа руку на сердце, смоленскую деревню убили не три-четыре предыдущих губернатора. Еще в 80-е годы двадцатого века была объявлена централизация, умирали деревни, жителей которых стремились поселить в центральных усадьбах. Даже строили на селе странные, в три-четыре этажа многоквартирные дома без приусадебных участков….

—  Вы абсолютно правы. Российские деревни пошли «под снос» ещё в прошлом веке. Мы до сих пор пожинаем плоды политики уничтожения деревень, переселения в города. Трудно повернуть Историю вспять. Но есть люди, которые живут в сёлах и деревнях. И мы можем сегодня поддержать тех, кто не просто там остался, но что-то делает и хочет делать. Теплица, сбор грибов, сушка ягод, щавель, березовые почки — всё что угодно может стать предметом социального контракта. Людей «на земле» мы можем и должны поддержать через покупку оборудования, через технологии, через приобретение холодильных камер, доильных аппаратов. Мы сейчас полностью прорабатываем весь механизм с одновременной организацией сбытовых кооперативов. Это не вариант — загонять в колхоз, это появление возможностей не только лично штурмовать рынок, но и получить гарантии сбыта. Поверьте, на селе вопрос, кому и за сколько отгружать излишки продукции, – очень важный.

Всем объектам нужны хозяева

— Если продолжить тему планов и земли, то кроме более или менее освещенной темы с землей, используемой не по назначению, есть ещё и тема объектов без хозяев, «заброшек», которые часто горят по версии МЧС, например.

— Сегодня — это точно, очень важная и нерешённая проблема. Пробел в этой теме существует не только в Смоленской области, но и в остальных субъектах. Это связано с тем, что закон есть, но он не работает в полную силу. Вот уже более года назад Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал закон, чтобы с объектами недвижимости, имеющими историческую ценность или вовсе без таковой, оперативно разбирались местные власти. Простым языком: те объекты, которые сегодня брошены, «бесхозные развалюхи», иногда даже посреди городов никому не нужные – в этом вопросе надо навести порядок.

Приведу пример. В Монастырщине год назад произошел случай, когда на таком бесхозном объекте мальчик залез на крышу и взялся за провода, там сгорел. К ответственности привлекли местную власть. А какое отношение имел к этому объекту глава района? Был виноват лишь в том, что объект расположен на территории муниципалитета. А кому принадлежал? Так вот, в соответствии с федеральным законом, по каждому объекту должна быть создана комиссия, и в определенные сроки разработан порядок, как с этим разбираться. В Смоленской области, как и во многих других регионах, этот закон почему-то не работает в полной мере, нет прецедентов. А объектов-развалюх у нас сотни, если не тысячи…. Я уверен, что в каждом видимом «бесхозе» можно в итоге установить собственников, или ликвидировать объект, убрать, подготовив площадку для торгов. Беда в том, что закон есть, но не работает. А на местах мы должны понять, почему. И отрегулировать, если есть какие-то ограничения или сложности в его применении.

Новогодние пожелания

— Игорь Васильевич. В преддверии Нового года не могу не спросить о том, что бы вы пожелали смолянам на 2024-й.

— Я думаю, что самое главное и общее пожелание – это «Победа». Это важно и тем нашим землякам, которые выполняют задачи в зоне СВО, и их родным и близким. Само понятие «победа» относится не только к зоне фронтовых действий, но, бесспорно, к каждому человеку. Желаю всем землякам победить! Кому-то — болезнь, кому-то — лень, кому-то — депрессию и усталость, кому-то – одержать победы в бизнесе, спорте, в учебе, в работе, в семье… Даже властям и УК можно пожелать победить снег и мороз. Желаю нам всем побеждать каждый день и чувствовать себя победителями и первопроходцами, как наш земляк — Юрий Гагарин, юбилей со дня рождения которого мы скоро отметим. Или, как наши прадеды и деды почти 80 лет назад, — в 2025-м Россия широко отметит эту дату. С наступающим Новым годом, дорогие земляки. Желаю нам всем Победы!

Автор: Светлана Парфенова

SmolNarod.ru