Ситуация с поставками украинского зерна вынесла на поверхность не только противоречия между Украиной и Европой, но и накопившиеся проблемы внутри Евросоюза, считает чрезвычайный и полномочный посол России в Беларуси Борис Грызлов.
По мнению дипломата, продовольственный конфликт между Украиной и рядом европейских стран, заблокировавших поставку украинской сельхозпродукции на свои рынки, указывает на противоречия внутри «коллективного Запада» и может стать началом конца Евросоюза.
18 сентября Киев подал во Всемирную торговую организацию (ВТО) иски против Венгрии, Польши и Словакии из-за введения этими странами (вопреки решению Еврокомиссии) одностороннего запрета на импорт украинской сельхозпродукции. Еврокомиссия объявила, что не будет продлевать ограничения на импорт, однако сразу в трех европейских столицах – Будапеште, Варшаве и Братиславе – решили ввести запрет в индивидуальном порядке, без одобрения начальства Евросоюза. Венгрия запретила ввоз сразу 24 видов продукции украинского происхождения. Чуть позднее импорт на 30 дней приостановила Румыния – один из главных импортеров украинских ячменя, кукурузы и ряда других культур.
«Такое протекционистское решение было продиктовано, с одной стороны, желанием избежать еще больших проблем для собственной экономики, а с другой – провалом по вине коллективного Запада зерновой сделки, — отмечает Грызлов. — Киев судорожно начал искать альтернативные пути экспорта. Для этого было решено задействовать более дорогие, но все еще доступные в плане логистики маршруты по Дунаю и сухопутные «коридоры солидарности» через Евросоюз. По злой иронии, именно с солидарностью возникли большие проблемы».
Своими действиями Киев посеял зерно раздора в отношениях с европейскими соседями – в том числе своими прямыми спонсорами, которые не только покрывают военные расходы режима и поставляют ВСУ все более смертоносные вооружения, но фактически держат Украину на содержании. Для Брюсселя это настоящий кризис, отказ от блоковой солидарности, — отмечает Грызлов, видя в этом тенденцию, которая началась с брекзита.
«Сегодня ЕС как никогда близок к такому сценарию. Вновь, как и накануне Второй мировой войны, европейские страны начинают в полной мере пожинать плоды политики умиротворения агрессора. Никаких кредитов и поставок оружия уже не хватит для удовлетворения политических амбиций киевского руководства, уверовавшего в свою политическую и международную субъектность. Годами накачивая Украину деньгами и оружием, Брюссель с подачи Вашингтона рассчитывал превратить ее в инструмент «сдерживания» России, но вместо этого получил слона в собственной посудной лавке», — отметил Борис Грызлов.