Председатель думского комитета рассказал редакции SmolNarod о нюансах работы смоленских законодателей
Разговор в редакции SmolNarod с депутатом Смоленской областной Думы Андреем Моргуновым неожиданно продлился два с лишним часа. Если в самом начале нас интересовали несколько вопросов о работе возглавляемого собеседником Комитета по местному самоуправлению, госслужбе и связям с общественными организациями, то по итогу беседа затронула многие аспекты деятельности Смоленской областной Думы, ее депутатов и вопросы, связанные с тем, как работает парламент и для чего он нужен.
Андрей Викторович Моргунов – не новичок: он был депутатом в шестом созыве областного парламента и был избран по одномандатному округу на второй срок полномочий депутата регионального законодательного органа. В VII созыве он возглавил Комитет по местному самоуправлению госслужбе и связям с общественными организациями. До этого был председателем Комиссии по регламенту и депутатской этике. Вопрос о направлении работы, которое ему нравится сегодня, даже и не пришлось выпытывать.
Что сегодня интереснее всего
— Наш комитет по вопросам местного самоуправления — ведет и Молодежный парламент. Для меня это близко, потому что на заре своей карьеры начинал с молодежной политики. Очень радует, что в этом году 74 человека претендовали на 48 мест парламента. У меня есть дополнительная ответственная нагрузка – руководство региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Анатольевича Медведева. В народе называем ее «региональная приемная «Единой России». В ближайшее время работа приемной будет несколько переформатирована, еще больше усилится взаимодействие с общественными организациями. Будет проходить не только прием граждан, но и различные круглые столы, дискуссионные клубы, все те мероприятия, которые расширят сотрудничество с обществом.
— А что еще входит в блок работы комитета, который связан по наименованию с темой «местное самоуправление»?
— Это основной блок. Здесь аккумулируются все вопросы, которые касаются местного самоуправления, жизни городских и сельских поселений. Мы, например, уже приняли участие в заседании Совета муниципальных образований Смоленской области, который возглавляет Юрий Иванович Ивашкин. Есть некие совместные проекты и общие решения. Часто получается, что основные исполнители решений, которые принимают на самом высшем уровне, – это главы наших сельских поселений, но иногда мнение руководителей муниципалитетов не всегда слышат. Например, когда на федеральном уровне ставят задачи, которые не всегда финансово обеспечены в полном объеме. Совсем недавно был вопрос, который мы сообща обсудили и по итогам перенесли сроки внедрения. Это касается темы передачи полномочий по обслуживанию муниципальных дорог с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов. Изначально хотели, чтобы этот закон вступил у нас в силу с 1 января 2024 года. Но когда стали разговаривать с сельскими поселениями, с главами районов, то поняли, что это очень сложная процедура. Слава богу, со всеми договорились по срокам, и поправка к закону (благо, есть время на переходный период), вступит в силу в Смоленской области с 1 января 2025 года.
— На заседании вашего комитета, как и на всех остальных, обсуждался проект бюджета на следующий год и трехлетнюю перспективу (принят в первом чтении уже). По итогам обсуждения на комитете, лично вы назвали сумму для поддержки местного самоуправления едва ли не на 5 млрд больше, чем год назад…
— Это получается пять миллиардов всего, по сравнению с предыдущим годом — на один с лишним миллиард больше. Это в любом случае неплохая «добавка» по сравнению с 2023 годом, но, конечно же, на те объемы полномочий денег хотелось бы побольше.
— А что ещё «доброго» по бюджету…
— Программный метод никуда не уходит. У нас приняты 33 региональные программы, только по 12-ти есть некоторое снижение финансирования — остальные идут с повышением. И еще рано обсуждать до окончательного чтения бюджет полностью, он еще носит предварительный, рамочный характер. Мы еще не знаем объемы дорожного фонда и сколько в целом добавят «федеральных денег», суммы которых до нас еще по факту не довели. Губернатор активно «притягивает» в регион дополнительные средства, при этом Василий Николаевич уже в этом году привлек солидные суммы внебюджетных средств вне плана. И на будущий год — по тому же кампусу — ожидается немалое финансирование из федерального бюджета.
Молодые кадры и их место во взрослой жизни
В разговоре с депутатом мы не могли оставить в стороне вопрос, которому он посвящал и посвящает много времени.
— Вернемся к теме про молодежный парламент. Какова его роль и что за люди туда готовы прийти.
— Формирование молодежного парламента утверждается Порядком, Регламентом, Положением о конкурсе. У нас там — 48 мест, как и в областной думе.
— К каждому депутату прикрепят по одному молодому?
— Думаю, такая перспектива была бы самой идеальной. Но пока не получается, потому что депутаты – не все «на постоянке», у всех разная занятость, но, думаю, что мы к этому будем стремиться. В части состава молодежного парламента – он формируется, в том числе и от трех фракций, представленных в областной Думе – «ЕР», КПРФ и ЛДПР (ЕР – 12 мест, ЛДПР – 2, КПРФ – 2). Членами Молодежного парламента могут стать молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет.
— Из этих 74 кандидатов много ли взрослых людей, или все-таки больше 14-летних?
— В основном возраст от 16 до 27 лет. Преимущественно — представители студенчества.
— Молодежный парламент, простыми словами, — это некая калька с нашего, областного парламента? Здесь такая же структура? Такое же деление на комитеты?
— Структура несколько другая. Ребята сами выбирают направления работы для своей дальнейшей деятельности и утверждают их решением общего собрания.
— Но эти направления так или иначе связаны с молодежной политикой?
— Да. Хотя у Молодежного парламента нет права внесения законодательной инициативы, но они в любом случае могут через нас обратиться и добиться того, чтобы быть услышанными. Я как председатель комитета непосредственно занимаюсь парламентом, и это входит в мои полномочия — обсуждать их предложения, чтобы действенные законодательные инициативы шли уже от комитета областной Думы или от её фракций. То есть возможность у молодёжи продвинуть какой-то закон — есть.
— А вообще в чем смысл этого парламента? Эти люди становятся профессиональными политиками и могут связать свою судьбу с той же самой областной Думой?
В том числе. Думаю, что есть обоюдная заинтересованность. Для нас, как взрослого и старшего поколения, — посмотреть на молодежь в действии. Молодежный парламент — это не только «скучные» заседания, у них своя работа, мероприятия, планы, перспективные проекты.
— Они не подменяют работу уже существующих молодежных общественных движений организаций?
— Дополняют. За этими кандидатами стоит уже какая-то группа инициативной молодежи. 16 человек выдвигаются от фракций в Смоленской областной Думе. И остальные 32 идут как самовыдвиженцы. Их могут выдвинуть муниципалитеты, общественные организации, в том числе и партии. Но они в любом случае идут на конкурс. Мы с ними разговариваем, кандидаты, кроме того что подают анкету, готовят и предлагают программу. Некоторые люди для нас уже известны своими делами, участием в конкурсах, продвижением проектов. Молодежный парламент – это дополнительная площадка для их деятельности. Для продвижения своих идей у них появляется доступ к центрам принятия решений: они напрямую могут общаться с депутатами и представителями исполнительной власти, мы организуем их участие в работе комитетов. Кстати, Молодежный парламент есть и при Государственной Думе. О перспективах: у каждого депутата может быть до 10 помощников на общественных началах. Мы нашим депутатам будем советовать, чтобы, может быть, присмотрелись к молодежи. Пускай ребята попробуют себя в таком качестве.
Минута славы или минута аналитики…
Конечно, общение с молодежью – это как глоток чистой воды. Но трудно было избежать в беседе с Андреем Моргуновым вопроса про роль работы комитета, когда «картинка» с заседания Смоленской областной Думы отводит мнениям комитетов минуту – не больше…
— Работа в комитете не заключается только в том, что вы на заседании думы озвучиваете мнение комитета…
— Смотрите, иногда у избирателей почему-то создается мнение о заседаниях Смоленской областной Думы, что «вот пришли с грустным лицом, понажимали кнопки и — как бы всё. А что они там делают?». Могу сказать, что у нас на некоторых заседаниях комитетов возникает много острых вопросов, и мы их долго обсуждаем. Мы спорим. Решения порой принимаются с минимальным превышением голосов. Например, на заседании фракции «Единой России», могу сказать, что заслушиваем и представителей из министерств, и из муниципальных, и из коммерческих организаций. И там звучат не совсем приятные вопросы, потому что мы как депутаты, конечно же, стараемся разобраться досконально, учитывая интересы смолян. Есть злободневные темы. Недавно встречались с ответственным по электросетям, которому задали многочисленные острые вопросы. В итоге, когда мы выходим к заседанию облдумы, все важные моменты в большинстве своём уже проработаны. Но у представителей других партий иногда присутствует иная задача. Порой они не задают вопросы на комитете, но когда идет прямой эфир заседания думы, где есть камера, есть прямой эфир, в этой ситуации они берут слово и высказываются, хотя на комитетах в отсутствие средств массовой информации не выступали.
Починковское лобби? Великий почин. И депутатские сомнения…
— Подытожим, что заседания думы — это вершина айсберга комитетской работы, когда изучить один законопроект от коллег из других регионов – это не быстро. Естественно, нужен и штат юристов, а вам вообще повезло, что есть второе юридическое образование. Но помимо того, что в комитете много работы законотворческой, аналитической, на вас ещё и Молодежной парламент, и общественная приемная. А ведь есть еще ваш одномандатный избирательный округ. Починковский район. Как часто там бываете? Родная деревня Лучеса, рыбалка. Лоббируете свой округ?
— Ну, конечно, лоббирую. Это правильно, и это честно. Каждый депутат будет лоббировать интересы своего округа. Главное, для меня есть понимание, что нужно помогать людям, и я стараюсь помочь. Но при принятии коллегиальных решений по всей территории области, не могу «тянуть одеяло» только на «свой» район. Другое дело, что в любой орган можно не только написать письмо и получить ответ, а позвонить руководителю и проговорить все варианты сотрудничества.
— Под лежачий камень вода не течёт?
— В том числе, да. Если не будешь стучаться, то никто не откроет. Это – факт.
— Например, недавно в районе появилась возможность получить профессию «швея»?
— Конечно. Раньше трактористов и водителей в районе готовило ПУ-29, которое затем стало переживать не самые лучшие времена. Недавно учебное заведение реорганизовано в филиал Козловского многопрофильного колледжа. Ситуация понемногу стала меняться в лучшую сторону. А еще появляются инициативные люди, которые не только хотят, но и делают. Например, такие как директор Починковской швейной фабрики — Анна Андреевна Зайцева. Она несколько раз выходила с инициативой, чтобы Починок стал кузницей кадров для расширяющегося производства швейной фабрики, где применяют уникальные для России технологии, как, например, создание бесшовных комплектов водонепроницаемой одежды. И вот, в 2023 году первый раз прошел целевой набор 15 студентов по специальности «Швея». Швейная фабрика отремонтировала общежитие, учебные классы, где сегодня установлено самое современное оборудование. За это надо поблагодарить губернатора Василия Анохина, вникшего в проблему подготовки рабочих востребованных кадров на Смоленщине.
Не всё решается здесь и сейчас, а есть ли у Моргунова мечта?
— Есть ли, у вас, Андрей Викторович, какая-то мечта, чтобы, например, чего-то конкретно добиться в Починковском районе? Есть что-то, что сделает вас счастливым?
— Знаете, в ходе избирательной компании я понял, что нужно как можно меньше обещать, потому что прекрасно понимаю, что я — тот человек, который в кровь разобьюсь, но буду стараться исполнить обещанное. Я веду список всех обещаний. У меня сегодня есть реестр, где по пунктам расписано всё то, что я взялся решить. И нет вариантов этого не сделать, поскольку я отвечаю за свои слова. Но, если помечтать! Не обещать (ни в коем случае), но предположить, чего мне бы хотелось… Мне бы очень хотелось отремонтировать восемь километров дороги от трассы Р-120 — до Рябцево. По пути – пять населенных пунктов с населением до 800 человек. Страшным разочарованием был отказ молодого специалиста-педагога занять ставку в школе после того, как она попыталась преодолеть расстояние, не вполне обеспеченное дорогой.
— Мечта о «дороге жизни» понятна. А ваши личные мечты? О Москве, Госдуме?
— Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом! У меня был опыт работы в столице – советником в ЦИК. Не могу сказать, что Москва – это венец мечтаний для тех, кто хочет сделать карьеру. Очень многое решается в регионах. Возможно, однажды я бы задумался о том, чтобы стать депутатом Государственной Думы РФ. Но это – не устремления ближайших лет. И, тем более, входя в очередной созыв Смоленской областной Думы. Сегодня я активно участвую в мероприятиях по поставке гумпомощи в зону СВО, работаю с молодежью, принимаю решения, связанные с областными законодательными инициативами и регионов РФ, и по мере возможностей помогаю своему Починковскому району. Мои дети ходят в обычную смоленскую школу, мой сын считает, что нет ничего прекраснее, чем рыбалка в Починковском районе. А в нашей Смоленской области есть много вопросов, которые мы можем решить здесь и сейчас, и даже помечтать о новых дорогах.
Беседовала Светлана Парфенова.