Субсидии в помощь. Как смоленские перевозчики преодолевают санкционную ловушку

Главные новости
Санкционный кризис оказался серьезным вызовом для смоленских предпринимателей, которые занимаются внешнеторговой деятельностью. Смоляне готовятся реализовать заложенные в кризисе новые возможности и справится с внезапно возникшими трудностями. В этом им помогает Центр поддержки экспорта Смоленской области.

Смоленские экспортеры за круглым столом встретились с представителями отрасли логистики, чтобы обсудить возможные пути взаимодействия. Модераторами дискуссии стали АНО «Центр поддержки экспорта Смоленской области» и администрация области.

В заложниках Европы

От лица перевозчиков выступил руководитель регионального отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Алексей Сидоренко. В настоящее время в организацию входят 184 смоленских транспортных предприятия (из более 600 функционирующих в Смоленской области), в которых имеется порядка 8 – 10 тыс машин и трудится около 8 тыс перевозчиков.

Накануне санкционного кризиса отрасль была на подъеме, — рассказывает Алексей Сидоренко. Однако перевозчики, находящиеся за пределами РФ, внезапно ощутили себя как в «горячей точке». Многих из них события застали в Европе и даже на Украине. Украинская сторона захватила российские машины и грузы, которые они перевозили. В «заложниках» оказались около десяти смоленских фур. На сегодняшний день это имущество можно считать безвозвратно утерянным. Но важнее всего в данной ситуации – люди, которые не могут вернуться на Родину.

Серьезные проблемы возникли у тех, кто «застрял» в Европе. В местных социальных сетях демонизируется образ русских, что создает нервозную обстановку на парковках и пунктах пропуска. Имеют место агрессивные выходки эмигрантов, которые разрисовывают автомобили баллончиками с краской и запугивают водителей. Много проблем с организацией быта. Банковские карты водителей оказались заблокированы для работы с иностранными банками. Возникли проблемы с оплатой топлива, еды и проживания по пути следования.

Субсидии в помощь. Как смоленские перевозчики преодолевают санкционную ловушку

Выход есть

Несмотря на санкционное давление и всеобщую нервозность, смоленские перевозчики продолжают ездить в Европу и находят способы, как не стоять в очередях на пограничных пунктах. В качестве решения проблемы директор ООО «Гринлайн» Алексей Богданов предложил услуги по бронированию времени пересечения границы с Белоруссией, тем самым сократив простой.

Как пояснил собравшимся Александр Сидоренко, в настоящее время производится расчет валютной выручки для выплаты командировочных средств водителям. Компаниям предоставляется отсрочка для уплаты налогов и задолженностей (на рассмотрении вопрос о продлении льгот). В планах — поднять вопрос о снятии ограничения на использование автомобильных дорог весной.

Чтобы не подвергаться нападкам со стороны украинских и польских дальнобойщиков водителям рекомендовали делать остановки только на подготовленных стоянках, где есть возможность вызвать полицию. Проблема с заблокированными картами российских банков решается с помощь платежных систем МИР и UnionPay, которая выполняет свои обязательства перед клиентами. Несмотря на всю сложность ситуации работа продолжается. Компании поддерживают водителей и друг друга, стараются сохранить партнерство и в то же время рассматривают новые пути сотрудничества.

Субсидии в помощь. Как смоленские перевозчики преодолевают санкционную ловушку

Смоленская область: рука на пульсе

В сложившихся условиях перевозчики ждут помощи по защите своих прав. От государства ожидают разработку механизмов возмещения понесенного ущерба от потери автомобилей, грузов и контрактов. Необходимо продумать и валютную поддержку бизнеса для компенсации командировочных средств. Еще один вопрос – отсрочка по оплате страховых взносов. Этот вопрос, кстати, ранее был реализован на территории Смоленской области благодаря областному закону о налоговых каникулах.

На сегодняшний день в регионе функционирует оперативный штаб по повышению устойчивости экономики региона. На встрече с предпринимателями об этом сообщил вице-губернатор Алексей Стрельцов. Он заявил о необходимости переориентировать логистику от недружественных стран в сторону наших партнеров в других частях света.

Конкретные идеи того, как это сделать, прозвучали от Павла Семенова, представителя DHL Express. Несмотря на то, что его компания зарегистрирована в одной из «недружественных» стран, российское представительство исповедует дружеский подход к нашему бизнесу. К слову, компания хоть и приостановила доставку посылок в Россию и Белоруссию, намерена сохранить бизнес в нашей стране. По мнению Павла Семенова, в перспективе смоленским перевозчикам предстоит переориентировать транспортные потоки на рынок Азии. В числе возможных направлений назван Китай, Индия и страны Ближневосточного региона.

Субсидии в помощь. Как смоленские перевозчики преодолевают санкционную ловушку

Субсидии региональные и федеральные

Российский предприниматель в период пандемии уже показал, что умеет переориентироваться, считает Анна Антонюк, и.о. директора Центра поддержки экспорта Смоленской области. Поддержка регионального бизнеса идет на двух уровнях – региональном, когда субсидии предпринимателям осуществляются по линии Центра поддержки экспорта, и федеральном. В данном случае Центр оказывает консультационную помощь предпринимателям при оформлении льготы.

На уровне региона можно компенсировать часть затрат на логистику. Услуга предоставляется субъекту малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования: Центр оплачивает до 80% затрат, связанных с осуществлением транспортировки продукции по территории Российской Федерации, а оставшиеся 20% оплачивает сам предприниматель. Во втором полугодии текущего года средства на эти цели должны поступить.

Что касается федерального уровня, то Российский экспортный центр является оператором двух субсидий. В частности, речь идет о компенсации части затрат на транспортировку промышленной продукции. Специальная программа направлена на поддержку российских организаций промышленности гражданского назначения. А именно, на покрытие до 80% фактически понесенных затрат производителей (или их уполномоченных лиц) при транспортировке своей продукции на внешние рынки. Также имеется программа по поддержке производителей сельхозпродукции. Речь идет о компенсации фактически понесенных затрат производителей при транспортировке своей продукции железнодорожным транспортом на внешние рынки.

Субсидии в помощь. Как смоленские перевозчики преодолевают санкционную ловушку

Расширен срок приема заявок, а компенсационные выплаты происходят поэтапно. Перечень получателей субсидии расширен не только на автомобильный, но и на железнодорожный и водный транспорт. В отличие от региональной субсидии, компенсировать могут транспортные расходы, понесенные перевозчиками за рубежом. Центр поддержки экспорта Смоленской области оказывает помощь по сбору документов для получения этих субсидий, которыми импортерами активно пользуются.  

С полным перечнем услуг, которые предоставляет Центр поддержки экспорта Смоленской области, можно ознакомиться на официальном сайте https://export67.com/uslugi/, официальной странице в ВК https://vk.com/export67 и telegram-канале https://t.me/radioexprt.

SmolNarod.ru