В социальных сетях активно обсуждается вопрос сохранения булыжной мостовой на улице Войкова. Проблему вынесли на обсуждение экскурсоводы. Наше издание подключилось к поискам ответов. Вопросов поставлено много, поэтому материал разобьём на тематические части: от возможности восстановления мостовой до перспектив возможной застройки. Итак:
Булыжная мостовая на улице Войкова уложена не позднее 1917 года. Смоленские краеведы, к которым мы обратились за консультацией, пояснили, что большинство таких мостовых появилось в Смоленске во второй половине девятнадцатого века. Их строили до революции. Потом только ремонтировали, а в конце двадцатого начали благополучно разбирать на камни. Пример улицы Красина – лишнее тому подтверждение.
Проблема в том, что булыжная мостовая на улице Войкова не входит в реестр объектов культурного наследия. А значит, рискует повторить судьбу улицы Тимирязева, поскольку под охрану государства пока не попадает. Реставрация булыжных мостовых сейчас в тренде. Например, в Рязанской области есть хорошие примеры восстановления старинного булыжника. Наша редакция связалась с одним из авторов методики воссоздания исторического мощения в Рязани. Приёмы и методы успешно отработали на одной из центральных площадей города. За ходом реставрации пристально следил авторский коллектив. В его составе – представители ICOMOS, международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест. В распоряжении редакции оказалась методика, как работать по булыжным мостовым. За основу авторы взяли технические требования по мощению, датированные 1932 годом.
Интересно, что способы мощения при выпуклом и вогнутом профиле несколько отличаются. На улице Войкова есть и то, и другое. Часть булыжной мостовой утрачена, часть закатана в асфальт. Теоретически булыжное мощение можно восстановить полностью. Вопрос – как к этому отнесутся власти и те, кто заинтересован в сохранении культурного и туристического наследия.
Интересно, что первый булыжник начали укладывать во времена Петра Первого. Император повелел в 1714 году привезти в Санкт-Петербург «дикий камень» для строительства улиц. В те времена применялось и деревянное мощение – торцами, из брусков дерева. Затем технологию постепенно стали забывать. Сейчас она возрождается и становится модной и востребованной.
Интересно, что в 2013 году в Смоленске закатали в асфальт улицу Тимирязева. Тогда общественность не смогла убедить представителей власти в том, что булыжник – это всё-таки история. «В реестре памятников не числится», таким был официальный ответ. В итоге на месте булыжной мостовой появился асфальт и клинкер. Получится ли при имеющейся рабочей методике сохранить частичку старого Смоленска? И если получится, то что с ним будет, когда начнут застраивать эту древнюю улочку города?