ГИБДД поддержала эту инициативу. С точки зрения безопасности мысль понятна: ниже скорость – меньше риск для пешеходов. Это подтверждается и аналитическими обзорами.
В России уже много лет обсуждается снижение нештрафуемого порога до 10 км/ч. Однако, всё остаётся на уровне разговоров.
«Если объективно обосновывать снижение скорости до 30 км/ч, то почему нет, но опять же — у нас все равняется через нештрафуемый порог, говорим 30, а в голове — 50 км/ч» – цитируют СМИ начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрия Митрошина.
Практика снижения скорости существует с тех пор, как появились первые автомобили. Например, В Москве в 1912 году было введено ограничение до 12 верст в час для «тяжелых автоматических экипажей». В штате Коннектикут в 1901 году скорость движения ограничивалась уровнем 12 миль/ч. Уже в 70-х годах двадцатого века американцы отметили, что снижение скорости существенно снижает аварийность, но увеличивает расход топлива.
Важное значение имеет снижение скорости на опасных участках дорог. Методом проб, ошибок и вычислений специалисты пришли к выводу: оптимальная скорость в населённых пунктах – 60 км/ч. Всемирная организация здравоохранения приводит иные данные. При движении автомобиля со скоростью 50 км/ч возможность погибнуть для пешехода составляет 20 процентов. Однако, если авто разгоняется до 80 км/ч, вероятность смерти пешехода при столкновении увеличивается до 60 процентов. Если машина переходит и этот скоростной порог, то шансы выжить для пеших участников движения стремятся к нулю.
В терминологии ГИБДД и дорожников есть понятие «очаг аварийности». Это тот участок дороги, где за определённый период происходит три и более дорожно-транспортных происшествия. Причины аварий анализируются и собственнику или балансодержателю дороги направляют предложения как исправить ситуацию. Специалисты не скрывают, что сам принцип организации движения и состояние дорожного полотна вносят свою лепту в статистику ДТП. Кроме того, во время движения опасна не только собственно скорость, но её резкое увеличение или снижение.
В Смоленске на нескольких участках уже установили порог скорости – до 40 и 50 км/ч. Понятно, что многих автомобилистов такое новшество не радует. Особенно это заметно в часы пиковой нагрузки. В любом случае, перед принятием решения, по мнению специалистов, нужно проверять всю улично-дорожную сеть отдельно взятого населённого пункта. И учитывать индивидуальные характеристики для каждого участка дороги.