Смоленская область вошла в Большое Золотое кольцо (БЗК). Об этом накануне сообщили смоленские СМИ. «Золотое кольцо» пройдёт через Вязьму» сообщил «Вяземский вестник». Однако сам факт вхождения Смоленщины в туристический макрорегион федеральные источники подтверждают косвенно. Попробуем разобраться, что происходит и как это будет работать.
Союз девяти… плюс один
Туристический маршрут по Большому Золотому кольцу решили «посадить» на федеральную трассу Р-132 – сообщили в прошлом году. Его протяжённость – больше полутора тысяч километров. В документе чётко указана Вязьма, как один из пунктов маршрута. В июне этого года Ростуризм и девять регионов ЦФО подписали соглашение о сотрудничестве. Это произошло на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Цель взаимодействия – создать Большое Золотое кольцо, расширенный маршрут по регионам. Тогда Смоленская область почему-то не попала в «дорожную карту». Хотя трасса Р-132 проходит по Сычёвскому, Новодугинскому, Вяземскому и Угранскому районам. В ноябре участники пакта собрались в Ярославле: документы подписаны, надо определить, что дальше. Тут уже вспомнили и о Смоленской области, как части БКЗ. По итогам форума «все юридические вопросы, связанные с присоединением Смоленска к соглашению, сейчас решаются», сообщает «Российская газета».
То есть Смоленщина должна войти в Большое Золотое кольцо после подготовки документов. Опорным пунктом для этого станет Вязьма, поскольку она расположена прямо на пути из Калуги в Ржев. По мнению Ростуризма, маршрут должен проходить по «кольцевому» принципу, а не «туда и обратно». Смоленск, стоящий в стороне от указанной дороги, в БЗК не попал.
По дороге столбовой
Главная задача для Ростуризма – создать неповторяющийся маршрут, чтобы каждая точка остановки становилась открытием. Но в палитре впечатлений должны быть незыблемые стандарты. Это, в первую очередь, дорога, которую хотели сделать многополосной и скоростной, и инфраструктура. Здесь турист не должен чувствовать разницы: гостиницы, кафе и сфера услуг должна быть стандартизирована, а потенциальный инвестор – чётко понимать, куда вложить деньги. Судя по тому, что сейчас имеет Смоленская область в черте маршрута, скоростная магистраль – это пока планы. Ярославль, который стал стартовой точкой БЗК, привлёк науку к изучению региона: объём информации слишком велик, чтобы обрабатывать её «вручную». Смоленская область готовит информацию о части маршрута, учитывая «магниты» и «якори» для путешественников. Одной из таких точек притяжения называют исток реки Днепр. Дворянские усадьбы, точнее, то, что от них осталось, расположены чуть в стороне от магистрального направления. И дороги к ним пока оставляют желать лучшего. В качестве объектов показа называют парк в Дугино. А возможность «закольцевать» от трассы Р-132 Хмелиту с проездом до Вязьмы пока не просматривается: дорогу здорово размолотили лесовозы. Кроме того, её грунтовая часть проходит по местам, где идёт добыча полезных ископаемых.
«Согласно постановлению правительства “Золотое кольцо” проходит по городам, расположенным вдоль трассы Р-132. В этом году достаточно большой участок этой дороги в Вяземском районе был отремонтирован. В рамках нацпроекта в ближайшие три года на ремонт этой дороги будут выделены средства», — рассказывает глава Вяземского района Инна Демидова.
А пока надо постепенно обкатывать маршрут на смоленской части Большого Золотого кольца, считают представители власти. Смоленские туроператоры тоже имеют виды на новый маршрут. Но отсутствие областного центра в БЗК вызвало ряд вопросов.
«Я всегда за всё новое и неизведанное, — пояснил нашему изданию смоленский гид Михаил Ефимкин. – Но пока, к сожалению, мне непонятно, какая идея будет объединять этот маршрут. Если по классическому «Золотому кольцу» всё ясно, то здесь идёт смешение всех эпох. Есть и усадьбы, есть и Великая Отечественная. И я с трудом представляю, как смоленские группы поедут до БКЗ. Просто сейчас мало информации, чтобы однозначно оценить наши возможности».
Точки соприкосновения
Главная проблема – сформировать связи между регионами, чтобы макрорегион стал общим. Об этом говорили на форуме в Ярославле. Представители смоленской делегации предложили, создавая общую базу данных, делиться информацией между регионами. Чтобы какая-то общая подборка была доступна всем участникам проекта. Туристическая межотраслевая карта, где будет чётко указано, что делать, где делать и когда, появится к концу следующего года.
Остаётся открытым ключевой вопрос – объём средств, которые собираются выделить для формирования Большого Золотого кольца. Пока очевидных источников финансирования из федерального бюджета не просматривается. Не дожидаясь больших денег из государственной казны, в Вязьме пытаются задействовать собственные ресурсы. Город уже имеет долгосрочную программу развития туризма.
«Нам удалось привлечь инвесторов, — рассказала Инна Демидова. – В рамках государственно-частного партнёрства мы хотим создать туристско-информационный центр. Кроме того, сейчас в Вязьме уже работает тринадцать гостиниц, есть аудиогиды для посетителей и аттестованные экскурсоводы. Главная задача – сделать соответствующий облик города. И если центральные улицы города нам удалось привести в порядок, то проблема исторических зданий, часть из которых находятся в неудовлетворительном состоянии, остаётся. За последние годы шесть зданий мы восстановили, передав инвесторам. Пока целевого финансирования на выполнение таких работ у нас нет».